К исследованию чудес -
Исследование чуда схождения
Благодатного Огня в Храме Воскресенья.
Взгляд скептика.
В борьбе между атеистическим и религиозным мировоззрением, не на
последнем месте стоит вопрос существования сверхъестественного в нашем мире.
Религии демонстрируют массу чудес, а атеисты пытаются описать рукотворную
природу этих явлений.
Живя в стране, где на роль воинствующего христианства
претендует православие, мне многажды приходится сталкиваться с аргументом в
пользу православия, состоящим в упоминание чуда схождения Благодатного Огня на
православную пасху в Храме Воскресенья (Храм Гроба Господня).
Описание чуда.
В великую субботу, за несколько часов перед схождением
благодатного огня, гасятся все лампады в Храме, так что для освещения Храма
остаётся только электрический свет.
Храм наполнен людьми, многие из них
заняли места ещё с пятницы и провели в нём всю ночь. Между входом в Кувуклию и
входом в Храм создаётся живой коридор, края которого сдерживают израильские
полицейские. По этому коридору будут передвигаться священники и крестный ход.
Всё ближе и ближе момент схождения. Вот уже два греческих монаха разминают
специальный воск, из которого будет вылеплена большая печать, ей, в дань
традиции, будут опечатаны двери входа в Кувуклию. После опечатывания в Храм
вбегают арабская молодёжь, сидя друг на друге и ударяя в барабаны они скандируют
лозунги о правдивости веры православной. Такое поведение хоть и не вяжется с
общим настроением паломников, но является напоминанием о прошлом, когда огонь
сошёл вне гроба.
Через некоторые время арабы частью уходят, часть
растворяются среди ожидающих. Печать снимается и в Кувуклию вносится закрытая
колпаком лампада. Её поставят вместе с неугасимой лампадой на плиту гроба.
После, появляется торжественная процессия, во главе с патриархом. Она подходит
к Кувуклии, трижды её обходит и останавливается у врат в Кувуклию. Патриарх
разоблачается до подризника, берёт в руки пучки свеч и входит внутрь, проходя
до надгробной плиты, за ним входит армянский священник, но останавливается
в Пределе Ангела. Для скорейшей передачи Святого Огня народу, в Приделе Ангела
с южной и северной сторон расположены отверстия. Закрываются двери, и гасится
электричество. У входа в Кувуклию дежурят несколько скороходов, что бы быстро
разнести появившийся огонь в разные точки Храма и в разные города. Патриарх
подходит к ложу Спасителя и, преклонив колени, со слезами молился Господу.
В храме после невообразимого шума и суеты воцаряется гробовая тишина. Ожидание
длиться 2-15-минут. И вот, из окон Кувуклии появляются первые пучки свеч,
подхватившие их скороходы разбегаются по храму, а через несколько минут и
патриарх выходит из Кувуклии с горящими пучками свеч. По всему Храму слышится
ликование, колокольный звон. Три огненные реки (две от окон и одна от входа
в Кувуклия), быстро распространяются по периметру Храма, сливаясь в единое
огненной озеро. Из Кувуклии выносят туже, закрытую лампаду, в первозданном
(запечатанном) виде. Огонь появляется на улице и разносится по разным церквям.
Вскоре свечи начинают гасить, а народ расходится.
(фотоописание)
Давайте начнём наше исследование из глубины веков.
В
Иерусалиме запечатлено множество Евангельских памятников, но достоверность их
весьма сомнительно, особенно на фоне достижений современной археологии. Нет
никаких доказательств, что Храм Гроба находится в месте, где мог быть казнён
Иисус.
Если же вы не католик и не православный, то для вас может представлять
интерес другая, так называемая "Истинная Голгофа", - также претендующая на роль
могильника Иисуса и обнаруженная в 1883 г /1/. Особой популярностью она
пользуется у протестантов, которым не досталось своего предела в Храме
Воскресения. Я слышал о могилах Иисуса в Индии /2/ и Японии, но это уж слишком
далеко от городских стен Иерусалима.
Не прошло и 40 лет со смерти Христа,
как Иерусалим был превращён в руины, почти все жители покинули его, а в 135, на
месте Иерусалима возникает провинциальный Римский город Элия Капитолина. Чего
там могло остаться от пещеры могилы Христа, мне трудно понять, но в 325 г,
Елена, мать Константина Великого, нашла гробницу Христа. Константин велел
соорудить на этом месте первую церковь, строительство которой было закончено в
335 году. Самое интересно, это то, что могила оказалась под языческим Храмом,
который бережно сохранял сию святыню под своим фундаментом. И на этом фоне не
удивительным кажется обнаружение поблизости от Храма всех трёх крестов с
табличкой, что лежали, любовно уложенные в одну из цистерн для водосбора, почти
300 лет!!!
Христианский мир ликовал. Первая церковь была перестроена в так
называемую "паломническую церковь", включив ряд памятных мест из жизни Христа.
Тут уж жадность христианская перешла все пределы. На сравнительно небольшом
расстояние друг от друга разместились Голгофа, могила Иисуса и темница, где тот
коротал время до казни проповедуя разбойникам. И такая близость поражает не
только атеистов, но и ряд верующих, не всех конечно.
Ликование христиан время
от времени омрачалось разрушениями, сожжениями и ограблениями Храма /3/.
Можно было бы пережить злодейства неверных, но в поругание Святыни
Храма, не маловажную роль внесла постоянная вражда христианских конфессий,
владеющих той или иной частью Храма. Урвать больший кусок от Храма, не пустить
лжебрата-врага на свою территорию или устроить резню между христианами в Храме,
для усиления своих прав - это и было атмосферой, прохождения чуда. Даже
поговаривают, что пожар 1808 года явился следствием этой грызни христиан друг с
другом. Это было раньше (по воспоминаниям паломников 19 века) это происходит и
сейчас (по свидетельствам современных паломников).
Современные свидетельства безобразий.
"Восемнадцатого апреля 1998 г. в день Великой Субботы в Иерусалиме у Гроба
Господня совершилось одно из печальнейших событий в жизни Церкви: впервые
за многие столетия здесь пролилась кровь. И сделали это те, кто называет себя
православными христианами. (…)
Что же произошло дальше? Словесная стычка сразу переросла в драку. В нашу
сторону из толпы ассирийцев полетели палки, камни, ножи, бутылки, какие-то
тяжелые предметы. В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось
потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась
мне в голову" /4/.
"В одном из наиболее почитаемых мест христианства произошла драка между монахами двух конфессий. К обмену ударами привел спор о месторасположении стула на крыше церкви Гроба Господня в центре Иерусалиме. Церковь Гроба Господня отмечает место, где Христос был казнен, захоронен и воскрес. Таким образом, этот храм имеет важнейшее религиозное значение. Однако уже несколько столетий здесь идет жестокое соперничество различных христианских церквей"/2002,17/.
Сравните с тем, что видел паломник в 19 веке.
"Взгляните
вверх, окиньте взором стены под куполом и немного ниже: если вы даже и не
архитектор (который сразу, при входе, озадачен уже варварским разрушением
гармонии во всех частях), вы все-таки заметите несимметрическое расположение
окон; нишей; присутствие каких-то странных балкончиков, с железными решетками,
непостижимых отверстий, галерей, чего не видывали и во сне люди, приглашенные
царем Константином воздвигнуть базилику над Гробом Господним.
Все это
нагородилось и настроилось потом в разные времена. Послушайте греков, самых
старых владельцев; послушайте латин, укрепившихся здесь со времени крестоносцев;
послушайте армян, которые пробрались сюда разными хитростями и заняли чуть ли не
лучшие места; каждая нация расскажет вам по-своему историю этих переделок, и
каждая будет по-своему права и невинна. Латины сообщат, что греки подожгли Храм
в 1808 году и когда все, кроме главных основных стен и ротонды, рухнуло в огне,
захватили часовню, где лежал Годфрид с Балдуином, выбросили из гроба и назвали
завоеванный пункт приделом Адама.
Греки же, если вы их спросите, скажут, что
пожар произошел не от них, а от армян, владевших тогда ключами Гроба, что они
заперли храм и не пустили никого тушить, дабы все сгорело и можно было
впоследствии возобновить здание по-своему, с разными пристройками, что и
приведено в исполнение.
Армяне, в свою очередь, выгородят себя очень искусно
из всяких обвинений и свалят все частию на греков, частию на латин и турок.
Четвертую, владевшую при Гробе нацию, коптов, никто не спрашивает, да и трудно:
на каком языке стали бы вы с ними разговаривать? А если бы, добравшись
как-нибудь до средства ко взаимному разумению, вы и решились вступить с ними в
объяснения, то они наговорили бы вам того, чего не бывало ни в каких на свете
историях!..
Надо знать, что вследствие разных причин здесь установился с
давних пор особый юридический порядок, по которому всякий предмет, движимый и
недвижимый - земля, дом, комната в доме, колонна в храме (а lа lеttге одна
колонна в храме), окно, лестница, одна ступень в лестнице,- переходит в полное,
законное владение того, кто владел этим предметом, без протеста с чьей-либо
стороны, известное число дней, чуть ли не одиннадцать.
На основании такого
закона произошло и поминутно происходит множество престранных и пренелепых
случаев и сцен. Владения так перепутываются, владетели приходят в такие
столкновения, до того заняты мыслию идти в своих завоеваниях далее, что иногда
действительно необходимо послать взвод солдат для предупреждения несчастия.
Никакие минеры света, никакие Вобаны, Тотлебены и "обер-кроты" Мельниковы
(Минер на четвертом бастионе в Севастополе) не сравнятся с минерами Иерусалима.
Здесь роются друг под друга, удовлетворяясь ничтожными приобретениями, лишь бы
только идти вперед. Если, положим, в десять лет, завоевана только ступень
лестницы - и то хорошо:
В другие десять лет может быть завоевана другая
ступень, и так дальше. И если Бог пошлет в каждые десять лет по ступени,- во сто
лет будет захвачена целая десятиступенная лестница! То же разумей о колоннах, о
нишах и об окнах храма. Нишь за нишью, окно за окном, только неослабно двигайся
вперед. А случился пожар: тут можно, при известной ловкости и ладах с турецким
правительством, перескочить разом через несколько ступеней, через несколько
десятков лет, захватить не одно окно, а целых пять; переделать вчерашнюю
армянскую часовню на свою, дав ей новое название.
Тяжело рассказывать такие
вещи о христианах - в храме Гроба, где покоился Тот, Кто более всех учил и
повелевал нам жить, как братьям. Но что делать: это наша обязанность; это -
истина, сама собой выступающая наружу. Все, что мы сейчас сказали и скажем
вперед - написано на зданиях Иерусалима и Вифлеема. Не скажи мы - вы прочтете
сами" /5/.
"В 1858 году, в праздник Светлого Воскресения, оказалось четверо
убитых на Голгофе. В начале шестидесятых годов несколько раз происходили кровавые
схватки между христианами разных наций о Пасхе и о Рождестве. В 1860 году
армяне, находя удобным завоевать, к восьми своим колоннам в храме Рождества,
в Вифлееме, еще девятую, обошли се в одной торжественной процессии, вследствие
чего должны были выдержать бой с греками и турецким войском, наблюдавшим порядок.
Вначале греки и турки были выгнаны из храма армянами и бежали по улицам Вифлеема;
но потом, приобретя союзников в жителях города, арабах, частию православного,
частию католического исповедания, разбили армян на голову" /6/.
Срам стал настолько очевиден, что попал на страницы сатирических
произведений Марка Твена.
"У каждой христианской секты (за исключением протестантов) под крышей Храма святого Гроба Господня есть свои особые приделы, и никто не осмеливается переступить границы чужих владений. Уже давно и окончательно доказано, что христиане не в состоянии мирно молиться все вместе у могилы Спасителя" /7/.
Хотя меня, как атеиста радует, что вся эта возня не из-за ревности
к Богу или стремлению к истине, а в основе всего стоит стремление
монополизировать это доходное место.
Здесь уместно привести два воспоминания
паломников 19 века.
"По прибытии каравана в Иерусалим, поклонников размещали по разным монастырям и обирали порядком под видом соблюдения разных обрядностей. Никто из них целые сутки, а иногда и двое, не смел высунуть носа на улицу, не зная и не ведая, что Иерусалим и Гроб Господень доступен всякую минуту. Каждый думал, что все это заперто у греков на ключ и без их разрешения видимо быть не может. Разумеется, рвались на волю всеми силами и были щедры. Обыкновенный, первоначальный взнос с каждого поклонника простирался, сколько нам известно, до 5 рублей. Потом следовали меньшие взносы, по мелочам, когда показывалось что-нибудь особенное. На Иордан отправляли поклонников кучей, в сопровождении нанятых патриархатом баши-бузуков, из иерусалимского гарнизона. Тут, конечно, новые пожертвования. В заключение, какой-нибудь монах шептал богомольной старушке, которая казалась ему достаточнее других, что "есть-де недавно открывшийся чудотворный ключ, куда еще никого не пускают, но... по знакомству можно". Старушка взмаливалась: "Батюшка, нельзя ли как!" Ее препровождали к ключу. Она передавала об этом потихоньку приятельницам, и те добивались таким же таинственным путем до новой святыни" /8/
"Храм еще с вечера на субботу был оцеплен турецкими войсками и
постепенно наполнялся народом, заблаговременно покупавшим себе места, ценою от
50-ти копеек, на наши деньги, до 10-ти рублей"./1905, 9/
"Мы заранее заняли
место у Гроба Господня, вошли туда с крестным ходом. Но потом нас всех выгнали с
занятых мест, оставили только тех, кто был с билетами. Один билет стоил 100
долларов США. Кто продает билеты? Видимо, мэр города так распорядился"
/1995,10/
Теперь рассмотрим само чудо.
Христиане утверждают, что огонь сходит от момента воскресения и
доныне, но как это происходило, пока могила находилась под языческим храмом,
они обычно не утруждают себя раздумьями. Наиболее раннее свидетельство появления
чудесного огня рядом с могилой Иисуса относится к 4 веку. При этом огонь возгорелся
не в связи с днём пасхой. Но многие христиане не перестают утверждать гипотезу
появления огня с момента воскресения Иисуса, при этом используя обычные свои
средства - подлог и искажение библейский текстов.
Например, у историка Евсевия (4 век) есть следующий рассказ.
"1)Члены этой Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них преемственно
сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном удивительном деле,
им совершенном.
2) Однажды на великой Пасхальной всенощной у диаконов не хватило масла, и
весь народ пришел в уныние. Наркисс велел служителям, которые ведают освещением,
набрать воды и принести ему.
3) Это было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой
в Господа распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки
здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела
свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть
этого масла, как свидетельство о чуде". /11/
Священникам же удобнее по-своему пересказывать эту историю. В
которой вода зажглась чудесным огнём.
"В трудах церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе
Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из
Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время
пасхальной службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды
/ Московский патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря, 1993.]"./12/
Много интересного можно узнать сравнивая рассказы из различных источников истории исхода огня из колонны Храма, в которой наблюдается путаница с датировкой, путаница с первоначальным местом появления огня, путаница с тем, как вёл себя легендарный воин ислама. В общем, в их свидетельствах концов не найти.
(Обзор исторических свидетельств)
Изучая свидетельства можно придти и к другому интересному выводу. Оказывается
чудо претерпела эволюционное изменение. В начале оно являлось на одной из
лампад Храма, в 10 веке чудо стало приобретать массовых характер, появились
свидетельства о самовозгорание других лампад, а примерно с 17 века начинается
новый виток изменений характера огня. С 1634 появляются упоминания о необжигающих
свойствах огня, вскоре мы узнаём что цвет огня изменился с красного до синеватого,
а с конца 18 века мы слышим о новом типе схождения огня. Огонь появляется
разноцветными бусинками на гробе, при этом гроб покрыт ветошью, ватой для
сбора огня. А в центре могильной плиты стоит лампада.
Впрочем, с 18 века в свидетельствах наблюдается некоторая путаница по описанию
огня. То огонь сходит бусинками, то старым способом, то гроб накрыт ветошью,
то он пустой. Мало чего определенного можно сказать из данных свидетельств.
Тут можно вспомнить и масляные пятна на одежде от благодатного огня, выпадение
росы на стенах Кувуклия после схождения огня и необычное горение свеч зажженных
от пучков патриарших свеч - быстрое и сильно горение, сменяющееся резким снижением
интенсивности огня, порой, вплоть до полного затухания. (Смотри химия процесса
- в процессе написания)
С момента появление фотографии мы начинаем встречать массовые свидетельства
о множестве молний, свечений, огненных шарах во время чуда. До этого со свидетельствами
о молниях пытались бороться сами священники, находя им естественное объяснение,
но с появлением фотографии они, вероятно, осознали бесплодность этих попыток
отдав чудо на растерзание простым паломникам.
"О сем Святом Свете любопытство людей многое простирается, желая
знать, как и откуда оной приходит? Иные же из простейших, стоя тогда в церкви,
мечтают чрез верхнее церковное отверстие, что над святым Гробом, видеть даже
схождение онаго; но сему причина та, что во время ожидания огня, люди, особливо
около Гроба, быв в движении колебаясь, воздвигают тонкий прах, в котором
солнечные лучи, проникающие чрез отражение и сотрясающийся воздух, сверкают и
некако блещут. И тако от сего поражается в них мнение о видимости его"/Мелетий
1893-94; 13/
"Да, мы были в храме; я видела вспышки света, как молний, но не
понимала, что это благодатный огонь, я приняла их за вспышки фотоаппаратов. Я
один раз увидела, как под куполом все озарилось светом, и только потом поняла,
что под куполом вспыхнули "сами" лампады. И люди, которые на балконах стояли, у
них тоже сами собой зажглись свечи от благодатных вспышек, от вспышек
благодатного огня. Это было так все быстро, что я не поняла, что это уже все.
Святейший патриарх передал благодатный огонь, за какие-то секунды мы его
получили, наши свечи зажглись от этого огня. И я даже подумала: неужели это
все?
(…)
И я так думаю: что ж это такое? Ничего не пойму. А потом уж мне
объяснили, что сами собой зажглись лампады под куполом. (…)
Но свет
благодатный как будто снизу пошел от кувуклии. Свет шел снизу вверх. Это было
перед тем, как святейший патриарх стал передавать огонь из кувуклии.
(…)
Когда вошел святейший патриарх в кувуклию, появились вспышки. Они
такие мгновенные, я подумала, это фотовспышки. Но молний я не видела, только
вспышки.
Мой муж вес подряд снимал фотоаппаратом. Фотографировал все.
".
/1997; 14/
Но что ожидать от рассказов людей, видевших чудо в полуобморочном
состояние, измученных постом, многочасовым (около 2 десятков часов) ожиданием
без сна и нормальной пищи, всматривающихся в темноту, да ещё после внезапной
смены состояния торможения состоянием религиозного возбуждения?
" Сказывается накопившаяся за прошедшие дни усталость, голова склоняется то
на колени, а то и соседу на плечо. Время тянется как никогда медленно, посмотришь
на часы- всего 15 минут прошло. Кажется вроде вздремнул, смотришь, а всего
еще 5 минут минуло, всего же в ожидании схождения Огня нам предстояло провести
20 часов
(…)
Ждем. Напряжение невероятнейшее. И вдруг шум, все вздрагивают, свечи тянут
вверх, может быть, у кого нибудь из нас Господь сам зажжет. Оказывается ложная
тревога. Опять шум...
И вдруг словно камнепад, обвал, крики ликования, свист, звон колоколов! Огонь
сошел! Господь даровал нам Свою милость. Ликование просто необыкновенное.
Слышно: "Господи! Слава Тебе! Дал нам милость Свою, не взирая на наши грехи".
Слова благодарения просто с языка слетают, грудь распирает чувство радости,
ликования: "Господь с нами!" " /1997; 15/.
"Жара и давка начались неимоверные, и, если подкашивались ноги, то упасть
было нельзя. Одной молодой румынке стало плохо. Женщина-врач, извернувшись,
дала ей таблеток, поделилась водой. Прошло около двух часов давки. Мы были
у передней кромки человеческого океана, наполнявшего храм. От жары с некоторыми
румынками стали происходить беснования. Стоит-стоит, вдруг начинает кричать
и терзать спину, стоящего впереди. Досталось и милосердному врачу, похоже
- от приведенной в чувство девицы. Когда очередная румынка забилась рядом,
я стал ее крестить.
(…)
Вздохнуть полной грудью невозможно, дыхание стало коротким и частым. Лоб перестал
потеть. Вижу, бесцеремонные румыны совсем задавили полячек Но те не подают
вида, даже звука не издают. Да и другие наши женщины держатся стоически. Глядя
на них, укрепляюсь, как могу. Но вот сознание поплыло. Конец приходит. И я
взмолился. Впервые в жизни, не отвлекаясь, молился мысленно длинными стройными
молитвами, которые сами собой слагались в голове." /16/
Не трудно теперь понять, откуда в головах у некоторых верующих возникают молнии.
"В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось потом, заранее разбитой
бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову. Перед глазами
вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное тому, которое было при
схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня. Начался кошмар. " /4/.
Более детально понять природу молний и огненных шаров не представляется возможным
ибо не смотря на массовые видения и массовые съёмки чуда, в интернете, неожиданно
мало документальных свидетельств подобных явлений (молний, шаров), а что есть,
кажутся глупой шуткой со стороны христиан. Я же не претендую на то, что при
повторение мною так называемого необжигающего свойства Благодатного огня,
на фотографиях появились огненные шары, идущие от стены к мусоросборнику,
а на 9 фотке случайно попался с поличным мой или чужой ангел хранитель.(Смотрите сами)
Но знаете, читая свидетельства можно заметить, что чем более трезво мыслящий
человек описывает чудо, тем меньше там остаётся места молниям, огненным шарам
и т.п. явлениям. Да и не обжигающее свойство огня? На видео заметно, что огонь
самый обыкновенный в подавляющем большинстве случаев. Единичны случаи, когда
люди водят огнём по частям свои драгоценных тел, но и это никакое не чудо,
так может сделать любой, зажгя пучок церковных свеч, что я и продемонстрировал,
лишь один случай, из известных мне по просмотру видеороликов, представляется
интересным с точки зрения исследования на чудесность. Впрочем, прибегнув к
трюку и его повторить не сложно.
Огненные шары? Вспомните, что огонь принимают скороходы и быстро разносят
по всему Храму. На видео, которое в большинстве своём низкого качества и поэтому
порой трудно понять, толи это скороход бежит (судя по характеру движения огня),
толи шар летит сквозь народ. На видеоролике последнего (2002) схождения огня
мне удалось, с трудом, зафиксировать такого скорохода с огнём, но выглядит
это очень не обычно, если сосредоточиться только на движение огня. (Смотри описания видео).
В заключение стоит заметить, что подавляющее большинство христианских утверждений
о чуде, как я думаю мне удалось показать, не выдерживают критики, и поэтому
самое время переходить к непосредственному воспроизводству чуда. Надеюсь вскоре
я смогу сообщить о результатах этой работы.
Желаю успехов.
Источники.
А - материалы сайта
1. - http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/sad.htm
2. - http://sylibrary.narod.ru/Jesus.htm
3. - http://www.birzeit.edu/palnews/sepulchre/dates.html
4. - Трофимов А.К. событиям Великой Субботы в Иерусалиме. // журнал "Русь
державная" (А)
5. - http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/berg1.htm
6. - http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/berg4.htm
7. - ИЗ КНИГИ МАРКА ТВЕНА "ПРОСТАКИ ЗА ГРАНИЦЕЙ"
http://www.il4u.org.il:8101/jerusalem/8-9.htm
8. - http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/berg2.htm
9. - Православные чудеса в XX веке. М., "Трим", 1993 г. (А)
10. - Ветрова М. Благодатный Огонь. // Журнал "Тайная власть" (А)
11. - Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский
патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря, 1993.]. (А) + http://www.krotov.org/acts/04/03240000.html
12. - Ранние свидетельства (до XVIII в.) и Описание чуда схождения Благодатного
Огня (А) -забавно что автор православного сайта активно настаивая на втором
варианте не забыл упомянуть и правильный вариант.
13. - Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г. (А)
14. Блинкова Ирина (1997 г.) (А)
15. - Александр Новопашин, священнослужитель из Новосибирска (1997 г.) (А)
16. - Юрьев Юрий (2001 г.?) (А)
17. - http://library.sahajayoga.ru/0/jer.htm
(http://www.sobkor.ru/lenta/index.html?list=2&news_num=41350&comment=1/)
Игорь Доброхотов
10 Июля 2002.г