К исследованию чудес - http://www.krtdiv.narod.ru/0.htm
Книга - атеист о благодатном огне
Обзор исторических свидетельств о чуде
схождения благодатного огня
История использования манипуляций с огнём для привлечения интереса к той
или иной религиозной доктрине уходит корнями в самую древность. Наверное, на
первом месте здесь стоит упомянуть о самовозгорании.
Так, жрецы Древнего
Египта за 2000 лет до н. э. во время богослужений вызывали внезапное возгорание
огней в храмах и этим повергали молящихся в ужас. Простые люди полагали, что с
огнем в храм входит сам верховный бог Аммон - создатель сущего, творец
плодородия… /1/
Рядом с Египтом проживал маленький народец - евреи, история и
мифы которых записаны в их священном писание (Библии). И здесь мы находим
упоминание о самовозгорание (3Цар.18:22-41).
Если хотя бы частично верить
некоторым историческим данным Библии, то еврейский народ очень тесно общался с
египтянами и хотя не имел такой мощной химической базы как у них, но многие
фокусы всё же смог перенять. Вспомним, для примера, Моисея. Египтом владели и
римляне, чья империя впоследствии претерпела христианизацию, поэтому, будучи
потомками иудеев и римлян, христиане могли получить в наследство и технологии
чудес.
Первые столетия своего развития христианство отрицательно относилась
к языческим культам и чудесам. Всякий фетиш вызывал у него отвращение, но с
приобретением государственного статуса, с наполнением рядов христиан бывшими
языческими жрецами ситуация стала изменяться. К началу 4 века, народ потребовал
зрелищ, и он его получил. Появились рисованные образы бога, появились предметы
для почитания, появились отличительные символы, стала совершенствоваться
зрелищная сторона обрядовой системы. Появились и расплодились чудеса.
В конце
4 века, на Иерусалимскую землю вступил необычный человек, почитаемый святым. Его
прозвали Феодосия Великий (+395). При его входе в храм Гроба Господня, все
лампады зажглись сами собой. Нет, это ещё не связано с днём Пасхи, ещё нет мысли
дать этому чуду определённое богословское толкование, но, есть технология чуда,
есть место, идеально подходящее для чуда и есть желание народа видеть и принять
данное чудо. Итак, в 395 году свершилось, чудо появилось (1).
Часто от
христиан можно слышать родословную чуда Благодатного Огня, уходящую своими
корнями к моменту воскресения Иисуса. Но реальных свидетельств этого они
привести не в состояние и поэтому идут на подлог и неверное толкование
Библии.
Так, приводится слова Святого Григория Нисского (+394). Сие виде Петр
верил, видел же не точию чувственныма очима, но и высоким апостольским умом.
Исполнен убо был Гроб Света, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел
внутренняя - чувственне и душевне. Аще убо свет праведным присно, яко-се есть
писано, то кольми паче у Бога праведных. Цит. по: Св. Григорий Нисский. Словов
второе о Воскресении. IV в. /2/
В четырёх канонических Евангелиях такого нет.
Поэтому можно предположить, что святой использовал один из десятков апокрифов.
Впрочем, сам свет - это не огонь и не удивительно что Пётр видел свет,
ибо:
Иоанн.20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у
главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
А ангелы имеют, как известно,
святятся словно радиоактивные.
Деян.12:7 И вот, Ангел Господень предстал, и
свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань
скорее. И цепи упали с рук его.
Замечу, что святой писал сие через более чем
350 лет, после кончины Иисуса и мог чего напутать.
Есть и другой аргумент,
более позорный, но часто цитируемы христианами - защитниками историй о
Благодатном Огне (Б.О.)
Например, у историка Евсевия (4 век) есть следующий
рассказ.
"1)Члены этой Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них
преемственно сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном
удивительном деле, им совершенном.
2) Однажды на великой Пасхальной всенощной
у диаконов не хватило масла, и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел
служителям, которые ведают освещением, набрать воды и принести ему.
3) Это
было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой в Господа
распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки
здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела
свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть
этого масла, как свидетельство о чуде". /3/
Священникам же удобнее по-своему
пересказывать эту историю. В которой вода зажглась чудесным огнём.
"В трудах
церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II
век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского
источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной
службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский
патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря, 1993.]"./4/
Как мы видим - подлог налицо!
С 395 и в течение последующих 600 лет в Храме Гроба Господня происходит
ежегодное самовозгорание одной или нескольких лампад внутри могильной пещеры.
Сведенья этого периода довольно скупы, и не содержат никаких упоминаний о
необжигающих или других, особенных свойств у огня.
Хочу заметить, что в разных источниках свидетельства описаны не
идентично. Поэтому, если вы вдруг найдёте текст свидетельства отличный
приведённому мной, то это не значит что я его выдумал, просто воспользовался не
вашим списком. При желание я могу найти источник использованного мной текста. Я
читал многие списки, как правило они различаются маловажными для обзора
деталями.
Сильвия Аквитанская, 385 г. ? Текст не найден.
Аль-Джахиз (первая половина IX века) "Хранители храмов не переставали
устраивать для народа разные хитрости, вроде хитрости монахов со светильниками
церкви Воскресения в Иерусалиме, утверждающих, что масло в лампадах зажигается у
них без огня ночью в один праздник".
Бернард, (865 г.) "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба
начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока,
с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом."
Арефа, в послании к эмиру Дамасскому (начало Х века) пишет: "Тогда внезапно
является молния, и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели
Иерусалима и зажигают огонь."
Человечество развивается, накапливаются знания,
совершенствуются технологии.
С 947 года, по свидетельству мужа именем Никита, чуда приобретает новое
качество:
Никита. "Ибо сказывают, что от Вознесения Христова и доныне осияние
Божественного Света происходило ежегодно в одной из лампад Святого Гроба, а в
нынешнее время Божественное светоизлитие распространилось по всей церкви"
Чудо приобретает зрелищность, это так же сопровождается изменение характера
огня, о чём мы находим в свидетельстве Даниила (1106-1108)
Даниил. "(…) Яко бысть 9-му часу минушу начаша пети проходную: "Господеви
поем", тогда внезапу прииде туча мала от востока, и ста над верхом непокрытым
тоя церкве, и одожжди над гробом Господним. {22} И тогда внезапу возсия свет во
гробе святем и изыде блистание страшно и светло из гроба
Господня.
(…)
Свет же святый несть яко огнь земный, но чудно инако светися
изрядно, пламя его "червлено" яко киноварь (…)".
Тут можно заметить, что как раз в это время происходят многие открытия в
химии. Знаменитый таджикский врач, алхимик и философ Абу Али аль-Хусейн ибн Сина
(980-1037), известный больше под именем Авиценна, умел получать хлороводородную,
серную и азотную кислоты (HCl, H2SO4 и HNO3), гидроксиды калия и натрия (KOH и
NaOH)/5/. Cамый просвещенным из алхимиков своего времени был немецкий епископ
Альберт фон Больштедт -- Альберт Великий (1193-1280) Алхимиком был и выдающийся
английский философ, монах францисканского ордена Роджер Бэкон (1214-1292). Он
провел немало опытов в поисках способов превращения одних веществ в другие /6/.
Как видите, священникам были не чужды древние и новые знания химии и поэтому нет
ничего удивительного в том, что алхимические технологии использовались на благо
церкви. Впрочем, зачастую, новые технологии получались под пытками, от чего,
кстати, пострадал и Бэкон.
Возможно, именно доступность серной кислоты в
следствие получения её искусственным путём, позволило устраивать более яркие
светопреставления.
Впрочем, в последующем, вновь на долгие столетия чудо
перешло в разряд обычного самовозгорания. Хотя не исключены и более яркие его
появления, как в случае с Даниилом.
ал-Бируни (1000 г.)
"Они садятся у Гроба. Приносят лампады, которые ставят
на Гроб, а он бывает закрыт. Христиане до этого тушат свои светильники и лампады
и остаются так, пока не увидят, что чистый белый огонь зажег лампаду. От нее
зажигаются лампады в соборной мечети и в церквах, а затем пишут в столицу
Халифата о времени нисхождения огня. По быстроте нисхождения и близости его к
полдню заключают об урожае в этот год, по запаздыванию - о
неурожае".
Бароний, (XI в.) пишет: "Западные Христиане по взятии Иерусалима
от Сарацин, видели чудо, когда в Великую Субботу у Гроба Господня свещи сами
зажигаются."
Папа Урбан II 1095 г. речь в г. Клермоне перед собравшимися на крестовый
поход: "Поистине в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за
нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во
дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над гробом Его и во храме,
внезапно погашенные лампады возгораются."
Фульхерий (Фульк) Шартрский кон. XII вв. "… и тогда, наконец, сошел святой
огонь; при виде его полились обильные слезы, все возгласили: "Господи, помилуй!"
и поспешили возжечь свечи. Небесное пламя внезапно разлилось повсюду при звуке
труб и пении псалмов и рукоплесканиях народа".
После захвата Иерусалима
хорезмийцами в 1244 году храм подвергся значительному разрушению. Так что новое
свидетельство датируется уже 1420.
Иеродиакон Зосима (1420 г) (… Видех святый свет небесный: - о десятом часу дни, в великую субботу зажигаются паникадила над гробом Божиим невидимо. О зажжении же глаголют инии яко молния сверкает, а инии же глаголют, яко голубь во устах своих огонь носит; а все то есть ложь, а не истина, занеже аз видех Зосима грешный диакон. (…).
Трифон Коробейников 1593-1594 гг. "Туто ж на Гробе христианския кандила (лампады) загорешась, а латыня, и все еретики, и игумены, и попы взимают огнь на Гробе Господне от христианских (т. е. православных) кандил и своя кандила зажигают, а Патриарх им от своих рук не дает и от них удаляется и совета с ними не творит...".
Сообщений много. Сообщения Зосимы, Трифона и Даниила весьма подробны, но нигде не упоминается о не обжигающих свойствах огня. Поэтому, можно заключить что начало формирование слухов о чудесном не обжигание огня появилось только около 17 века.
Об этом радостном событие впервые поведал Василий Яковлевич Гагара (1634-1637
гг)
Василий Яковлевич Гагара (1634-1637 гг) "Потом же над Господним гробом лампада прежде затеплиса от огня небеснаго, и по мале же времени изыде ис тоя часовни митрополит же и вынес затеплены два пука свеч в обеих руках и став на горнем месте, где же ему уготованное место и вси христиане от митрополита возжегше свещи своя, а турки по тому же свещи возжегше; а тот небесный огнь глинность, не как земный огнь. Да и я многогрешный раб от митрополита из рук возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило…"
Всегда стоит одна большая проблема перед исследователем подобных
явлений - НАСКОЛЬКО МОЖНО ДОВЕРЯТЬ ИСТОЧНИКУ. Уж о христианских подделках и
вставках автор статьи наслышан премного, да и вовремя исследования, они были
обнаружены не в малом количестве, но я решил не отбрасывать свидетельств,
поэтому именно от этого момента стоит отсчитывать появление не обжигающих
свойств чудесного огня. (Позже объясню причину не довольства этим
свидетельством)
Если исключить свидетельство Гагары, то сразу можно увидеть, что вместе с
необжигающими свойствами огня происходит изменение цвета огня, изменение типа
схождение огня.
Изменение цвета.
В.Г. Барский (Плаки-Альбов), 1724-47 гг. мы встречаем изменения характера
цвета огня:
". Паки инии повествуют, яко огнь оный аки ртуть, или живое
серебро на части малыя круглы, разделяшеся, вверху мрамора гробнаго движется и
несть червлен, но токмо синий, аки от серы возженный, неции же глаголют, яко
пламень велик есть, яко всей каплице Гр. Госп. Наполнятися".
Тип
схождения.
Иеромонах Мелетий, 1793-94 гг
"Как же св. Свет видим бывает на
Гробе, о сем предложу здесь от сказания самаго Архиепископа Мисаила
отправлявшаго тогда при явлении онаго служение: - "Вшедшу мне. сказывал он,
внутрь ко cв. Гробу, видим бе на всей крыше Гробной блистающ свет, подобно
разсыпанному мелкому бисеру, в виде белаго, голубаго, алаго и других цветов,
который потом совокупляяся краснел, и претворялся в течение времени в вещество
огня; но Огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша
четыредесять крат "Господи помилуй!" не жжет и от сего то огня уготованныя
кандила и свещи возжигаются. Но впрочем, присовокупил он, как и откуду явление
сие бывает? сказать не могу!" (Иеромонах Мелетий, 1793-94 гг.). В 1793 произошло
не только изменение качеств огня, но и изменение ритуала принятия огня. Теперь
священник ожидает огонь внутри Кувуклия. Да и скорость появления огня уже не
часы (как в прошлых свидетельствах) а минуты.
В течение последующих ста лет
мало что изменялось. Церковь уже не поспевала за НТП, да и верующий пошёл не
тот. Более подозрительный. В 19 веке можно встретить упоминания об старом
способе получения огня, без огненного бисера. В 20 веке появилась фотография, и
свет от фотовспышек внутри храма стал называться чудесными всполохами, вроде бы
не имеющими отношения к фотографированию. Увеличилась и быстрота схождения огня.
Впрочем, это лучше не слышать или читать, а видеть на видеосъемки. Благо, в
последние 4-6 лет, религиозники неожиданно, рискнули предоставить своё чудо для
обсуждения в массы.
Заключение.
Хочу предупредить о том, что свидетельств очень мало и пока можно говорить
лишь о том, что они не противоречат представлениям о развивающемся чуде во
времени (вполне соответствуют гипотетической концепции о химической природе
фальсификации), но конечно не доказывают, что такое развитие существовало.
Схематично изменение можно описать как - Одна лампада - несколько лампад -
не обжигание с изменение цвета и типом схождения в виде бисера, в руках уже
несколько десятков свечей - массовые молнии по всему Храму (фотовспышки).
Единственным противоречащим концепции свидетельством является свидетельство
Василия Яковлевич Гагара (1634-1637 гг) "Потом же над Господним гробом
лампада прежде затеплиса от огня небеснаго, и по мале же времени изыде ис тоя
часовни митрополит же и вынес затеплены два пука свеч в обеих руках и став на
горнем месте, где же ему уготованное место и вси христиане от митрополита
возжегше свещи своя, а турки по тому же свещи возжегше; а тот небесный огнь
глинность, не как земный огнь. Да и я многогрешный раб от митрополита из рук
возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго
власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных
людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем
жене тронуша, единаго власа не опалило…"
Можно понять, почему свидетель не
указал на изменение типа схождения огня и цвета. Он просто не мог видеть, как
это происходит за закрытыми дверями Кувуклия. Радует, что есть всё же новшество
- 20 свечей в руке. Вероятно, именно в это время начинается традиция зажигать
свечи в пучке, до этого всё лампады, да лампады. Но плохо что очень раннее
свидетельство. В это время ещё не открыты многие свойства фосфора, а значит не
было возможности сделать краплёные свечи, если конечно не существует других,
доступных способов. То, что товарищ жёг себе бороду и она опалялась, то же
весьма печально. Дело в том, что 99% из рассказов о не обжигающих свойствах огня
плод не знаний свойств самого огня, и почти любой может сие воспроизвести в
домашних условиях, как это сделал я. В общем не радует это свидетельство.
Значит, буду к нему более пристально относиться.
Дополнение.
История с колонной.
Более подробно со свидетельствами вы можете ознакомиться на сайте
1. - http://www.1september.ru/ru/him/2001/04/no04_2.htm
2. - Св.
Григорий Нисский. Словов второе о Воскресении. IV в.
3. - Евсевий Памфил.
Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982-1985.
Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.].
+ http://www.krotov.org/acts/04/03240000.html
4. - Ранние
свидетельства (до XVIII в.) и Описание чуда схождения Благодатного Огня -забавно
что автор православного сайта активно настаивая на втором варианте не забыл
упомянуть и правильный вариант.
5. - http://www.alhimik.ru/hist/hist/alchim04.html#24.4
6. - http://www.alhimik.ru/hist/alchim02.html#24.2