ВСПОЛОХИ
Обратимся к свидетельствам.
"Наконец, кувуклия осветилась голубоватым свечением. Фотовспышка? Еще раз. Еще. Свет не понятный, не похож на земной, - он иногда охватывает кувуклию со всех сторон. Нет теней! Этот свет не бросает тени. И вспышки все чаще и чаще. Бледно-голубого цвета. Сердце замирает: неужели вижу свет небесный, Божий?"/А/
"После захода Патриарха в Кувуклию в Храме наблюдается необыкновенное
явление. По всему Храму, но преимущественно около района Кафоликона и Кувуклии
(над ними расположены купола), начинают возникать всполохи голубоватого цвета,
напоминающие зарницы, подобные тем, которые каждый наблюдал в вечернее время
суток на небе. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом направлении - и
сверху вниз, и слева направо, не обязательно под куполами. Всполохи имеют характерные
особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не
ослепляют, отсутствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных
молний. Все это создает у очевидцев впечатление, что источник всполохов находится
как бы за пределами нашего мира"/ Николай Колчуринский, Михаил Шугаев "Благодатный
Огонь" №10, 2003 г.
"В этот раз ждали больше обычного и народ уже забеспокоился, а когда по стенам кувуклии то здесь, то там засверкали молниевидные вспышки, то поднялся крик. Напрасно те, которые стояли у окошка, знаками пытались успокоить народ, что благодать еще не сошла, - все продолжали молиться и кричать".
"Да, мы были в храме; я видела вспышки света, как молний, но не понимала,
что это благодатный огонь, я приняла их за вспышки фотоаппаратов. (…)
Когда вошел святейший патриарх в кувуклию, появились вспышки. Они такие мгновенные,
я подумала, это фотовспышки. Но молний я не видела, только вспышки. Мой муж
вес подряд снимал фотоаппаратом. Фотографировал все. ". /1997; А/
"В храме все ликуют, нарастает восторг присутствующих. Давка, суета: люди
есть люди. Вдруг по всему Храму появляются сначала блики, затем как бы молнии
и вспышки какого-то очень концентрированного света (на самом деле понимаешь,
что это цвета чистые, неземные)." / 1998; А/.
"- Да, я верю. И даже чудо видел. В Иерусалиме, на Пасху, когда там сходит
Благодатный огонь. Он чудесного происхождения и сходит с купола, такими всполохами.
Можно подумать, что это вспышки от фотоаппарата. А перед тем, как он сходит,
меняется состав воздуха - он как бы озонирует. Это чудо. И я его сам видел".
/Дмитрий ШАГИН. Митек - художник жизни из интервью для Елены Елагиной
При просмотре видеороликов можно увидеть, что примерно каждый десятый паломник
имеет при себе фотоаппарат, снабжённый фотовспышкой. Аккредитованные в храме
журналисты имеют особенно мощную технику, с большими фотовспышками. Наибольшее
число фотографов у самой Кувуклии. Именно фотовспышки мелькают по всему храму.
Причём, иногда, на видео можно поймать кадр фиксирующей из какого фотоаппарата
сработала фотовспышка. Присутствие фотовспышек явно снижают впечатление от рассказов
по поводу чудесных всполохов. На фоне состояния паломника увидеть в фотовспышке
небесное сеяние немудрено.
Обратившись к свидетельствам до первой четверти прошлого (20) века, мы обнаружим,
что паломники не упоминают о чудесных всполохах.
Отдалённо похожим на всполох может показаться явление, упоминаемое у Даниила
(1106-1108):
"И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом, вышло блистание страшное
и светлое из Гроба Господня Святого" /А/.
Но как можно заметить, вспышка света однократная, в отличие от множественных
современных "всполохах" и связана с появлением огня, а не предшествующая
ему. Хотя, православные наверняка увидят в этом свидетельстве историческое подтверждение
существования всполохов уже 1000 лет.
Вывод. Всполохи появились только с появлением в храме фотоаппаратов.
Если всё же, вместе с фотовспышками присутствуют и всполохи, то как их отличить?
Обратимся к рекомендациям православных апологетов чуда.
"Отличить их от вспышек фотоаппарата несложно. Снимая ожидание и схождение
Огня на свою видеокамеру, М.Шугаев смог увидеть четкие отличия. Пользуясь режимом
покадрового просмотра и применяя стоп-кадры, можно их легко отдифференцировать:
вспышки от фотоаппарата короче по времени и имеют белый цвет, всполохи-зарницы
дольше по времени и имеют голубоватый цвет. По свидетельствам монахов, несущих
послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно увидеть в
Храме не только в Великую Субботу. Но это разовые и короткие по времени всполохи,
длительные же по времени и следующие друг за другом с небольшими интервалами
всполохи света бывают только в Великую Субботу, где-то с двенадцати до шестнадцати-семнадцати
часов" /Николай Колчуринский, Михаил Шугаев "Благодатный Огонь"
№10, 2003 г.
Если исходить из научного метода исследования, то данные полученные одним исследователем, должны подтвердиться независимой проверкой других исследователей. Иначе, либо первый ошибся, либо неточно описал условия эксперимента, либо....
Я изучил (часами просматривая покадрово) десятки минут (1 секунда около 20-24
кадров) видеоматериалов хорошего качества из разных фильмов о БО, а также видеофрагменты
вспышек фотоаппаратов запечатлённых на обычных приёмах, как правило материалы
брал из новостей, записывая через ТВ-тюнер. В моём распоряжение есть десятки
кадров запечатлевших фотографов в момент выхода фотовспышки из их аппаратов
во время церемонии БО. Подборка
1. Что даёт покадровый просмотр?
"Длительность импульса электронной вспышки составляет 1/400-1/10000
сек. Но регистрировать длительность такой вспышки кинокамерой
некорректно, из-за инерционности датчиков (видикона, ПЗС и т.д.), а
также из-за, очевидно, включенного следящего режима коррекции
экспозиции. В таких условиях Вы измеряетет не длительность вспышки, а
длительность "агонии" Вашей камеры после того, как она произошла.
Отдельно надо сказать об одноразовых вспышках и других способах
получения светового импульса. Длятельность таких вспышек может быть
больше (десятые доли секунды)" получил я ответ от профессионального фотографа.
Например, на моей вебкамере, длительность фотовспышки достигает 7-8 кадров,
что говорит о её весьма низких качествах. В среднем, фотовспышка имеет длительность
1-2 кадра. С такой длительностью половина фотовспышек просто не попадает на
плёнку. Поэтому надо понимать, что на видео мы видим почти вполовину меньше
фотовспышек, чем видят паломники (во время чуда зрелище от фотовспышек ещё ярче).
Кроме того, существую масса специфических фотовспышек, длительность которых
значительно больше (в самом простом случае это двойные вспышки встречающиеся
и на обычных фотоаппаратах). Сравнивая явные фотовспышки (когда виден источник)
и вспышки без видимого источника я так и не нашёл различий. При этом меня интересовали
вспышки происходящие от момента входа патриарха в Кувуклию. Так что предлагаю
православным указать явный всполох на видеосвидетельствах о БО
2. Цвет фотовспышки.
Цвет зависит от фильтра на видеокамере, от цвета лампочки на фотовспышке, от
общего фона на который падает свет от фотовспышки и от интенсивности фотовспышки
(возможно и от ряда других причин, например, от установок монитора вашего компьютера).
В общем-то можно заметить, что есть интенсивные, белого цвета фотовспышки и
есть фотовспышки с переходом от белого (яркий белый центр) во всё более голубоватый
цвет.
И опять надо констатировать, что во время БО все вспышки входят в первую или
вторую группу. Хотя опять же, в силу вышеуказанных причин градация фотовспышек
весьма условна. Особенно неопределеннее цвет вспышки, когда она не яркая, а
фон вокруг довольно яркий.
3. Некоторые утверждают, что чудесные всполохи не отбрасывают тени.
К сожалению, когда фотовспышка параллельна съёмке, то увидеть отбрасывает ли
она тени или нет невозможно, но чаше всё же можно заметить, что фотовспышки
на фото такие тени имеют.
4. Всполох распространяется с такой интенсивностью, что яркость его остаётся
постоянной по всему храму, в то время как интенсивность фотовспышки быстро падает
на расстояние.
И опять это зависит от фотовспышки. Большинство паломников имеют при себе обычные
фотоаппараты с обычными фотовспышками, у профессионалов, снимающих издалека
техника значительно мощнее. И фотовспышки так же могут оставаться интенсивными
на достаточно большой площади. Некоторый обман происходит при пересечение камерой
интенсивного участка луча от фотовспышки. Например, когда фотограф стоит недалеко
с боку или сзади от видеооператора. Тогда все, даже удалённые объекты в кадре,
будут как бы в свете вспышки.
Я просматривал видео покадрово, а как паломники могли такое усмотреть. Это большая загадка. Даже если бы отличия и были, увидеть их очевидцам было бы весьма трудно.
Остаётся изгнать фотографов из храма, чтобы проявились для народа настоящие, чудесные всполохи.
В православном фильме есть фрагмент съёмок в ХГГ за несколько месяцев до Пасхи,
на котором запечатлены "всполохи" и утверждается, будто никаких фотографов
в храме на тот период не было. При покадровом режиме всполохи имеют длительность
равную 1 кадру. Т.е. они малоинтенсивны. Низкая интенсивность обуславливает
значительное влияние фона на цвет всполоха. Возможно, цвет фона обеспечивает
светофильтр на камере. Попытка использовать эти вспышки как образец всполохов
приводят к отрицательному результату, т.е. в точности подобных вспышек я не
нахожу. Что и понятно. Другой фон, в темноте интенсивность сильнее, другие настройки
камеры и т.п. Повторить такие всполохи не трудно, а верить автора фильма я не
собираюсь, так как лица они заинтересованные.
Интересно, есть ли подобные видеоматериалы у других авторов?
Интересным моментом является фрагмент, на котором запечатлено, как из иконы
вырывается чудесный всполох.
При рассмотрение этого фрагмента видно, что свет падает на икону, а не из неё.
Единственное что я не могу объяснить, так это длительность вспышки - 5 кадров.