ГЛАВА 26.
О том, что божественную гробницу нечестивые, закрыли насыпями и застроили кумирнями.
Некогда нечестивые люди, или лучше сказать, через них все демонские силы приложили
старание скрыть во мраке и предать забвению тот божественный памятник бессмертия,
где снисшедший с неба светозарный Ангел отвалил камень от душ окаменевших и
мнивших найти живого Христа между мертвыми, где он изрек благовестив женам и,
сбросив камень неверия с их помыслов, вывел их из заблуждения касательно понятия
о жизни Того, которого они искали. Сию спасительную пещеру некоторые безбожники
и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через
это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею
все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем,
и под этой высокой насыпью сокрыли священную пещеру. Окончив такую работу, им
оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине, гробницу
душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник (iiuxov) сладострастному
демону любви, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы.
Так, а не иначе думали они привести свою мысль в исполнение, если бы ту священную
пещеру успели скрыть под отвратительными нечистотами47. Несчастные, они не в
состоянии были понять, что Одержавшему победу над смертью не естественно оставить
великий свой подвиг в тайне. Если невозможно, чтобы и солнце, сияя над землей
и протекая обычный свой путь по небу, укрылось от человеческой природы, то спасительная
сила превосходнее солнца: озаряя души людей, а не тела, она светозарными своими
лучами наполняет весь мир. Долговременны, правда, были умыслы безбожников и
людей нечестивых против истины, ни из правителей, ни из военачальников, ни из
самих василевсов не нашлось никого, способного к истреблению дерзости кроме
одного, возлюбленного Всецарем - Богом. Водимый духом Божьим, он не оставил
без внимания того места, по умыслу врагов забросанного всякими нечистыми веществами
и преданного совершенному забвению, не уступил злобе виновников сего зла, но,
призвав на помощь Бога, повелел очистить упомянутое место, думая, что, будучи
осквернено врагами, оно должно быть украшено им тем с большим великолепием.
По силе этого повеления, убежище обмана тотчас разрушено сверху донизу, жилище
заблуждения со всеми статуями и демонами ниспровергнуто и раскопано.
ГЛАВА 27.
О том, как Константин приказал раскидать материалы капиша и срыть насыпи.
Ревность василевса не ограничилась этим, материал раскопанного идольского капища,
состоявший из камней и деревьев, он приказал взять и бросить далеко от того
места, что тотчас же и было исполнено. Но этого еще мало: вдохновенный свыше
василевс повелел до значительной глубины раскопать саму почву на том месте,
и землю, оскверненную идольскими возлияниями, вывезти как можно далее оттуда.
ГЛАВА 28. Открытие святейшей гробницы.
Немедленно было исполнено и это. Когда же снимали слой за слоем, вдруг во глубине
земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное
и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась
для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя, сокровенная во мраке, она
наконец, снова вышла на свет и приходящим видеть ее, представляла поразительную
историю совершившихся в ней чудес, делами, громче всякого голоса, свидетельствуя
о воскресении Спасителя.
ГЛАВА 29.
О том, как василевс писал архонтам и епископу Макарию о построении храма.
По совершении этого, василевс немедленно сделал благочестивые распоряжения и,
дав обильное пожертвование, повелел около спасительной пещеры строить с царским
великолепием и богатством приличный Богу молитвенный дом. Предположив это задолго
и с величайшей проницательностью, сообразив будущее, он приказал архонтам восточных
эпархий содейсгвовать в роскошной, великолепной и богатой отделке храма щедрыми
и обильными приношениями, а к епископу, управлявшему тогда иерусалимской Церковью48,
отправил послание, в котором ясно излагал спасительное учение Веры и писал так:
ГЛАВА 30.
Послание Константина к Макршо о построении храма Спасителю.
Победитель Константин, Великий Август - Макарию.
Благость Спасителя Нашего столь велика, что, кажется, никакое слово недостаточно
для достойного описания настоящего чуда. Знак святейших страстей, скрывавшееся
так долго под землей и остававшееся в неизвестности в продолжении целых веков,
наконец, через низложение общего врага, воссияло для освободившихся от него
рабов господних и, поистине, служит предметом выше всякого удивления. Если бы
теперь со всего света собрались в одно место все, так называемые мудрецы, и
захотели сказать что-либо достойное события, то не могли бы и кратко описать
его. Это чудо во столько выше всего в Ойкумене, вмещаемого в себя человеческим
разумом, во сколько небесное превосходнее человеческого. Посему первая и единственная
цель моя всегда та, чтобы вера в истину ежедневно подтверждалась новыми чудесами,
и чтобы таким образом наши души со всяким смиренномудрием и единомыслием ревновали
о сохранении святого закона. Я хочу убедить тебя особенно в деле, очевидном
для всякого, что, то есть, у меня более всего заботы, как бы святое место, по
воле. Божьей очищенное от постыдных принадлежностей капища, будто от какой тяжести,
то место, которое, по суду Всевышнего, было с самого начала святым, а когда
вера в спасительные страдания озарилась через него новым светом, сделалось еще
священнее, - как бы это место украсить прекрасными зданиями.
ГЛАВА 31.
О том, что этот храм должен быть построен лучше всех других церквей Ойкумены
по великолепию стен, колонн и мрамора.
Поэтому твоя прозорливость должна так распорядиться и обо всем необходимом иметь
такое попечение, чтобы не только сам храм был великолепнее всех храмов, где-либо
существующих, но и другие при нем здания были бы гораздо превосходнее самых
прекрасных по городам строений. Что касается до возведения и изящной отделки
стен, то знай, что заботу об этом мы возложили на эпарха тех эпархии , друга
нашего Дракилиана , и на архонта вашей эпархии. По требованию моего благочестия
приказано, чтобы их попечением немедленно доставлены были тебе и художники,
и ремесленники, и все, по усмотрению твоей прозорливости, необходимое для постройки.
Что же касается до колонн и мраморов, то какие признаешь ты драгоценнейшими
и полезнейшими, - рассмотри обстоятельно и, нимало не медля, пиши ко мне, чтобы
из твоего письма я видел, сколько каких требуется материалов, и отовсюду доставил
их.
ГЛАВА 32.
О том, чтобы, касательно достоинства свода, выбора художников и материала, Макарий
советовался с архонтами.
Сверх того хочу знать, какой нравится тебе свод храма, мозаичный, или отделанный
иначе. Если мозаичный, то прочее в нем можно будет украсить золотом. Твое преподобие
в самом скором времени имеет известить вышеупомянутых советников, сколько потребуется
ремесленников, художников и издержек. Постарайся также немедленно донести мне
не только о мраморах и колоннах, но и о мозаике, которую признаешь лучшей. Да
сохранит тебя Бог, возлюбленный брат!
ГЛАВА 33.
О том, что построенный храм Спасителя походил на предвозвещенный пророками новый
Иерусалим.
Так писал василевс, и его слова тотчас осуществлены делами: на месте спасительного
страдания воздвигнут новый Иерусалим51, в противоположность так называемому
древнему, который, после беззаконного господоубийства, для наказания нечестивых
его жителей, подвержен крайнему опустошению52. В противоположность атому Иерусалиму,
василевс, за счет богатых и многочисленных взносов, построил храм в ознаменование
победы Спасителя над смертью, может быть, тот самый храм, который пророческое
слово называет новым и юным Иерусалимом, и во славу которого, по внушению Духа
Божьего, так много'говорится в Писании. Впрочем, наперед, как главу всего, (василевс)
укреплял священную пещеру, божественную гробницу, у которой светоносный Ангел
и некогда возвестил всем о возрождении, дарованном через Спасителя.
ГЛАВА 34. Описание устройства святейшей гробницы
Эту пещеру, как главу всего, христолюбивейшая щедрость василевса наперед одела
отличными колоннами, и многочисленными украшениями.
ГЛАВА 35. Описание двора и портиков.
Из пещеры есть выход на обширную площадь под открытым небом. Эта площадь выстлана
блестящим камнем и с трех сторон обведена длинными, непрерывными портиками.
(Там же вы прочтёте и о Елене, но ничего нет об её участия в раскопках и ничего
нет об обретение крестов. Об этом впервые.
Евсевий Кесарийский Книга 3.