СЕРЕБРОЛЮБИЕ СВЯЩЕННИКОВ ИЕРУСАЛИМА
фотоописание
Если хочешь сделать священнику больно, ударь его по карману.
(Уже народное)
В журнале революция и церковь за 1922 год описывается судебный процесс над священниками
которые использовали лжеобновление икон для обогащения, несмотря на манию стяжательства,
обнаруженную у них их не освободили от ответственности, ведь этой манией поражён
весь клир и тогда все они неподсудными окажутся (Революция и церковь. 1-3 1922,
49-52 с.). Суд приговорил священников к 6 месяцам общественных работ, условно.
Иконы им вернули, но конфисковали сукно, полученное в качестве пожертвования
во время крёстного хода с "чудотворной" иконой, передав сукно в фонд
помощи голодающим детям.
Не отличаются от них в этом и иерусалимские коллеги.
13 век.
Ибн-ал-Джаузи (до 1256) " … Христиане же с полудня ходят вокруг неё, нисхождения
огня. Когда приближается заход солнца. Священник говорит: "Христос гневается
на вас". Они поднимают шум, плачут и бросают на гроб золото, серебро и
одежды, так что собирается большое количество." /Крачковский, 1915, 237-238
с./.
19 век.
"По прибытии каравана в Иерусалим, поклонников размещали по разным монастырям
и обирали порядком под видом соблюдения разных обрядностей. Никто из них целые
сутки, а иногда и двое, не смел высунуть носа на улицу, не зная и не ведая,
что Иерусалим и Гроб Господень доступен всякую минуту. Каждый думал, что все
это заперто у греков на ключ и без их разрешения видимо быть не может. Разумеется,
рвались на волю всеми силами и были щедры. Обыкновенный, первоначальный взнос
с каждого поклонника простирался, сколько нам известно, до 5 рублей. Потом следовали
меньшие взносы, по мелочам, когда показывалось что-нибудь особенное. На Иордан
отправляли поклонников кучей, в сопровождении нанятых патриархатом баши-бузуков,
из иерусалимского гарнизона. Тут, конечно, новые пожертвования. В заключение,
какой-нибудь монах шептал богомольной старушке, которая казалась ему достаточнее
других, что "есть-де недавно открывшийся чудотворный ключ, куда еще никого
не пускают, но... по знакомству можно". Старушка взмаливалась: "Батюшка,
нельзя ли как!" Ее препровождали к ключу. Она передавала об этом потихоньку
приятельницам, и те добивались таким же таинственным путем до новой святыни"
/
20 век.
"Храм еще с вечера на субботу был оцеплен турецкими войсками и постепенно
наполнялся народом, заблаговременно покупавшим себе места, ценою от 50-ти копеек,
на наши деньги, до 10-ти рублей"./1905, Православные чудеса в XX веке.
М., "Трим", 1993 г. (А)/
"Мы заранее заняли место у Гроба Господня, вошли туда с крестным ходом.
Но потом нас всех выгнали с занятых мест, оставили только тех, кто был с билетами.
Один билет стоил 100 долларов США. Кто продает билеты? Видимо, мэр города так
распорядился" /1995, Ветрова М. Благодатный Огонь. // Журнал "Тайная
власть" (А)/
Деньги, деньги, деньги.
Многие благоговеют над тем, что турки (мусульмане) не разоблачили чудо и до
сего дня. Но, в чудесном ли происхождение огня дело? Или в том, что храм Гроба
приносил хороший доход и иерусалимским властям?
Обратимся за разъяснением к древним арабским свидетелям.
ал-Джаубари (до 1242)
Под заголовком "Хитрость монахов при зажигание огня в церкви Воскресенья"
он говорит: "Знай, что величайшей хитростью у этих людей является лампада
с огнём в церкви Воскресения в Иерусалиме. Она - дело монахов, но относительно
этого заключён договор у всех христиан с их родами и племенами. Ал-Мелик ал-Мауззам,
сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал
монаху, (приставленному) к ней: "Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот
свет". Монах сказал ему: "Что приятнее царю: это богатство, которое
стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою
тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой
и получай это большое богатство" Когда же правитель услышал это, он понял
скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении. (…)" /Крачковский,
1915, 236-237с./.
Доходы настолько огромны, что по сути дела всё население Иерусалима кормилось
от них, так проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого
"Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному
только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и
мусульман. Семейный очаг немыслим без согревающего и освещающего элемента, а
этот последний источается для всей Палестины от святого гроба. Это чувствует
все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти
только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы.
Таким образом, праздник гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния
страны. Не удивительно, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний
о святом огне и его чудесных свойствах, и что в обстоятельствах, сопровождающих
освящение огня (в его цвете, яркости и проч.) народ видит признаки счастливого
или несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира"/Дмитриевский
А.А., 1909/.
Конечно, религиозные мусульманские фанатики разрушали церкви, в том числе и
ХГГ, но чаще среди господ Иерусалима оказывались прагматики, не менее сребролюбивые,
чем христианские священники.