О РАЗНООБРАЗИИ ТИПОВ НЕВЕРУЮЩИХ
Тажуризина
З.A.
В духовной жизни страны постепенно, но неуклоно формируется
представление об атеизме и атеистах как явлениях антиобщественных,
антикультурных, антиморальных. Последние годы особенно "урожайны" на моральное
бичевание атеистов, издевки над которыми стали обычными в СМИ, в художественной
и публицистической литературе. Издаются сочинения авторов, которые обвиняют
атеистов в наклонности ко лжи, злобе, воровству и предательству (Д.Панин);
переиздаются сочинения, авторы которых выражают желание предать
"преступников"-атеистов смертной казни. Это объяснимо: изменилась
социально-политическая ситуация в стране - изменилось и отношение к атеизму со
стороны как правящих кругов, так и значительной части интеллигенции. Кроме того,
многовековая традиция преследования неверующих, опиравшаяся на разнообразные
способы обоснования травли атеистов, не может быть преодолена в одночасье.
Одномерный негативный подход к атеистам, вообще к неверующим, не только наносит
громадный моральный вред обществу, но и препятствует познанию сложного
внутреннего мира человека как такового. Обличители атеизма по незнанию или
сознательно игнорируют факт огромного многообразия проявлений неверия в Бога или
богов.
В нашей исследовательской литературе разрабатывалась проблема
типологии атеистов, при этом как правило определялась степень последовательности
атеистических взглядов, т.е. речь шла о разных уровнях рационально-критического
отношения к религии. Меньше внимания уделялось антропологическим характеристикам
атеистов, психологическим и нравственным различиям среди неверующих. Между тем,
в сочинениях мыслителей прошлого обнаруживается как попытка различения
неверующих не только по мировоззренческому признаку, так и позиция, позволяющая
отнести того или иного неверующего мыслителя к определенному типу атеиста.
Впервые вопрос о различиях между aтeистами был поставлен Платоном в "Законах",
где говорится об атеистах "коварных и злокозненных", "которые заслуживают более
чем смертной казни", и тех, кто отрицает существование бога, но не совершает
дурных поступков и заслуживаою лишь "увещевания и тюремного заключения". Во
времена христианского средневековья неверующие отождествляются с язычниками и
еретиками, при этом богословы остаются безразличными к внутреннему миру
осуждаемых, приписывая им в соответствии с христианской традицией только пороки.
Пробудившийся в эпоху Возрождения интерес к античной культуре позволил через
нравственную реабилитацию Эпикура раскрыть горизонты для проникновения в сложный
духовный мир вольнодумцев, которые в Новое время рассматриваются уже не столь
одномерно, как прежде. Надо сказать, что и в Новое время было немало попыток -
не только со стороны теологов, но и известнейших философов Ф.Бэкона. Д.Локка,
Г.Лейбница, А.Коллинэа, Д. Беркли и др. - поддержать еще господствовавшую
религиозную традицию представлять атеистов в черном свете. В суждениях некоторых
из них можно обнаружить и стремление вникнуть в суть атеизма, и попытки
поразмыслить о его причинах. Однако, в целом они не позволили выйти на новый
уровень познания такого сложного явления как атеизм. Этот новым уровень начался
с творчества П.Бейля, впервые открыто заявившего о способности атеистов быть
нравственными и уже наметившего проблему различения атеистов по уровню
нравственности и по мотивации своего отказа от идеи Бога. Психологические и
мировоззренческие типы атеистов обрисованы П.Гольбахом в "Системе природы". Есть
испорченные люди, усваивающие атеизм, думая, что он даст простор их страстям,
порокам. Они не знают, что такое религия и впадают в полную анархию. Есть
легковерные, подверженные мнению других; есть тщеславные; есть те, кто считает
религию мрачным учением и стеснительной уздой, а также те, кто разочарован в
религии, но признает ее необходимость для народа. Есть и принимающие атеизм из
выгоды. Как видим, Гольбах указывает и на мотивы утилитаризма и прагматизма,
побуждающие некоторых принять атеизм, но это атеизм, с точки зрения Гольбаха,
поверхностный. Наконец, сущетвуют истинные благочестивые атеисты, которым
философ дает весьма лестные характеристики. "Правильно понятый", "абсолютный"
атеизм, основывающийся на требованиях природы и разума, по существу есть не что
иное как теоретический атеизм, пронизанный высокоморальным духом. Разработку
этих идей продолжил С.Марешаль в "Словаре древних и новых атеистов", "Истинному
атеисту" он противопоставляет такие типы неверующих: сибарит, аморальный
развратник; фанатик, разбивающий все встречные священные изображения; лицемер,
правящий именем Бога, над которым он смеется, или же священник, пподолжающий
служить, утратив при этом веру в Бога; светские люди, не желающие мыслить,
гордец-полузнайка, желающий быть единственным атеистом на свете, трусливый
эгоист, не верующий в Бога, но посещающий храмы, чтобы отвести подозрения в
безбожии; софист, пускающийся в хитроумные рассуждения против Бога. Истинные же
атеисты – “лучшие люди на земле”.
Как видим, постановка вопроса о типах неверующих Гольбахом м
Марешалем неизбежно влечет за coбой потребность в анализе психологического и
морального склада личности, отрицающей бытие сверхъестественного, что,
естественно, не исключает учета обстоятельств его жизнедеятельности. Вероятно,
имеет смысл говорить о таких разновидностях вольнодумцев как, например,
гуманист, романтик, нигилист, гедонист, прагматик, бунтарь, борец и т.д., хотя
иногда одна и та же личность может совмещать в себе черты гуманизма и
романтизма, прагматизма и гедонизма и т.д. – речь идет о преобладающей
направленности этой личности.
Богатейший спектр типов неверушшх дает художественная литература
уже в XIX в., наиболее благоприятном для развития свободомыслия. 0. де Бальзак
описал тиш гениального хирурга, “откровенного, чистейшей воды атеиста”,
отстаиваивавшего на коленях обедню, выполняя пожелание умершего друга.
Воплощением нигилистического безверия и ляцемерия предстовляется образ аббата
Жюля в одноименном романе 0. Мирбо. Братья Гонкуры тонко описали психологию
свободомыслящей, нрав-ственно чистой молодой женщины, постепенно
превращающейся в фанатичную верующую, утратившую добрые начала своей души
(“Мадам Жервез”). В XX в. Р. Мартен дю Гар представил типы активных деятелей
свободо-мислия XIX века, один из которых к концу жизни обратится к вере, другой
останется несломленным, убежденным атеистом (“Жан Баруа”). XIX же век (а что
говорить о XX веке!) представил и множество различных типов атеизма, воплощенных
в философских сочинениях: альтруистический атеизм Л. Фейербаха, нигилизм М.
Штирнера и Ф. Ницше, диа-лектикл-материалистический, гуманистический атеизм К.
Маркса и Ф. Энгельса, “романтический, космический” атеизм Ж. Гюйо и т.д.
Разумеется, строго определенные типы атеизма и атеистов крайне
редки. Будущего достойны те типы атеизма, которые воплощают в себе гуманизм,
действенность, высокие принципы морали. Традиции такого типа атеизма, как мы
знаем, сложились уже давно.
Для новогодней вечеринки ролевые костюмы больших размеров приобретите. . www.mebel.ru/grp.asp?id=100004 . На выгодных условиях люстры интернет магазин недорого и по выгодным ценам.