Домой - Чудеса, взгляд скептика.
Великая Агиасма
Слушая недавно по радио православную передачу, в очередной раз поразился сказанному
о крещенской воде, точнее, о том, как ее нужно употреблять. Не знаю, кто первый
придумал, что крещенскую воду - великую агиасму (святыню) - можно пить только
натощак, но это измышление продолжает вводить в заблуждение даже церковных людей.
А ведь достаточно посмотреть Типикон или Минею за январь, где под 6 (19) числом
сделано специальное примечание о крещенской воде.
«Известно же буди всем о святой воде. Яко нецыи суть отлучающе себе от святыя
воды вкушения ради, не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть на
освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится,
яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея; но да увеси,
яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени
же от сих, пием без сомнения сию святую воду» (Типикон, С.-П., 1992, с. 391-392).
Как видим, здесь идет речь как раз о тех христианах, которые плохо делают, отлучая
себя от святыни из-за того, что поели. И поясняется: мы недостойны великой агиасмы
не по причине вкушения пищи, а по причине нашей греховности. Поэтому, раскаявшись
в грехах и с искренней молитвой, можем смело пить крещенскую воду, даже и покушав.
К сожалению, многие с нечистым сердцем не только пьют, но и берут великую агиасму.
Кому из нас не приходилось видеть давку после великого освящения воды в сочельник
и в день Крещения на церковном дворе возле Иордани. Здесь услышишь и ругань,
и взаимные оскорбления, и даже нецензурную брань. Неужели те, кто так ведет
себя, кто любой ценой хочет побыстрее и побольше набрать крещенской воды, думают
получить от нее благодать? Она им будет только в осуждение, но не во исцеление
души и тела. Великая агиасма не терпит неблагоговейного отношения к себе. Примером
этому может служить случай, происшедший несколько лет назад в одном из самарских
сел.
В ночь на Крещение многие сельчане пришли к колодцу за крещенской водой. Стояли
все молча, и лишь один молодой парень, приехавший из города (его послала за
святой водой верующая мать), бездумно подсмеивался: «Лопухи мы все! Нам лапшу
на уши вешают, а мы стоим тут, мерзнем...» Очередь потихоньку двигалась, сельчане
набирали воду в бидоны и стеклянные банки и уходили. Наконец и этот парень подставил
свою посуду. Но от первых же капель крещенской воды обе его стеклянные банки
разлетелись вдребезги. Не далась святыня кощунствующему насмешнику...
В Крещенскую ночь непостижимым для нас образом освящается «вод естество», то
есть освящаются все водные источники, и мы можем так же хранить взятую из них
воду, как и принесенную из церкви с молебна. «Сего ради, - читаем в Типиконе,
- и в полунощи на праздник сей, вси почерпше в домы воду относят и соблюдают,
и лето (год - ред.) совершенно хранят, понеже днесь освящаются воды. И знамение
бывает явственне: не растлевающуся вод оных естество долготою времени» (Там
же, с. 392).
Великая агиасма потому и велика, что она есть зримое свидетельство явления на
Иордане Пресвятой Троицы. Освятив во время Крещения воду, Христос сокрушил главы
гнездящихся в ней змиев, почему она особенно страшна для нечистых духов. И пить
ее можно в любое время с верой и благоговением.
Иерей Сергий Гусельников
21.01.2000