I
Одно из самых больших недоразумений между верующими и неверующими заключается
в
подходе и тех и других к чуду. Верующие очень любят ссылаться на чудеса, и создается
впечатление,
что вся их вера и основана только на «чудесах», на сверхъестественных явлениях.
Верующие не по-
нимают, что эти настойчивые ссылки на чудеса, эти рассказы о львах, роющих могилы
для святых
отшельников, о чудесных вмешательствах потустороннего в повседневную жизнь,
о снах и видениях,
– это все очень часто, вместо того чтобы убедить неверующих и привлечь их к
вере, наоборот, раз-
дражает их и настраивает против веры. Действительно, если бы в мире было столько
видимых чудес –
повсеместно, постоянно, ежедневно – как это выходит у некоторых верующих и в
определенной ре-
лигиозной литературе, то просто непонятно, как все еще существуют неверующие...
А с другой стороны, со стороны неверующих, это упорное отрицание чего бы то
ни было
«чудесного», неизменное желание не признавать, не видеть, не чувствовать, пускай
и непонятных ра-
зуму, но несомненных прорывов в жизнь несказанного, необъяснимого, к одной таблице
умножения
несводимого, – также свидетельствует о какой-то страшной духовной слепоте и
узости.
И вот создались и стоят, один против другого, два лагеря – одинаково упрямых,
одинаково
непримиримых. Одни твердят, когда нужно и не нужно: чудо, сверхъестественное
нарушение законов
природы. Другие в ответ: никаких чудес, все да конца объяснимо, прозрачно разуму,
рационально. И
вот очевидно, что и те и другие, и верующие и неверующие, просто забыли, а,
может быть, никогда и
не знали, что вопрос о чуде в христианстве во всяком случае совсем не так прост,
и никак нельзя све-
сти его к простой дилемме: либо естественное – либо сверхъестественное, либо
законы природы – ли-
бо их нарушение. Вот почему и необходимо начать обсуждение вопроса о чуде с
христианского его
понимания и восприятия. И тут сразу же приходится напоминать, что Евангелие
отрицает чудо как
«причину веры», как доказательство бытия Божиего. О Христе сказано, что в одном
месте Он не смог
совершить чудес из-за неверия людей. И, таким образом, как бы мы ни определяли
чудо, для христи-
ан не вера от чуда, а чудо от веры.
Но и это еще не все, так как в том-то и все дело, что сама сущность христианства
отрицает
чудо как основу религии, как «сердцевину» религии. Действительно, о чем учит,
что провозглашает
христианство? Что Христос – Сын Божий, Бог, ставший человеком, принявший на
Себя нашу челове-
ческую природу. А это исключает всякое привлечение людей к Богу путем «сверхъестественных»
до-
водов и доказательств, так как очевидно, что если бы Христос хотел заставить
людей верить в Себя,
то, будучи Богом, Он это и сделал бы при помощи чудес. Но нет – в памяти Церкви,
в памяти челове-
чества Христос остался прежде всего в образе нищего, гонимого, бездомного человека.
Христос уста-
вал, плакал, страдал, был искушаем. В ночь предания на смерть Он молил Отца
Своего не дать вку-
сить Ему отчаяния смерти. И когда Христос совершил величайшее из всех чудес
– воскрес из мерт-
вых – то ни ученики, ни женщины, пришедшие ко гробу, не узнавали Его иначе как
верой, каким-то
внутренним, таинственным, а не нашим «объективным» знанием. В конце все бросают
Христа, все
отрекаются от Него, и Христос умирает на Кресте. И потому, когда начинается
распространение веры
в Христа, приятие Христа как Бога, Спасителя, Учителя, то начинается оно не
с «доказательств» от
чуда, а с приятия Христа как раз в этом человеческом, смиренном образе. Ведь
именно тогда, когда
Сам Христос, идя на смерть, говорит: «Душа моя скорбит смертельно», когда умирает
на Кресте,
именно тогда распинавший Его римский сотник замечает: «Воистину человек этот
– Сын Божий...»
Всего этого достаточно, чтобы утверждать: нет, не чудо, не чудо, понимаемое
как некое не-
понятное, видимое нарушение самых элементарных, самых абсолютных законов природы,
не чудо
как некий Божественный фокус, производимый для того чтобы люди поверили в
Бога, – не это и не
такое чудо составляет сердцевину христианского восприятия, христианского понимания
чуда. Так
как, повторяю, – те, кто «принимают» Христа, принимают Его не из-за чудес, а
по любви, принимают
Его и следуют за Ним прежде всего сердцем. И именно такого приятия хочет и ищет
Сам Христос.
«Если любите Меня, заповеди Мои соблюдаете...» Если любите Меня...
А вместе с тем Евангелие действительно полно чудес: чудесных исцелений, воскрешения
мертвых, видений и тому подобного. Как же согласовать эту несомненную «чудесность»
христиан-
ской веры с отрицанием ею чуда как простого доказательства? Об этом мы будем
говорить в следую-
щей нашей беседе. Однако уже сейчас скажем, что тайна чуда в христианском его
понимании неотде-
лима от тайны свободы, а это значит от христианского же понимания места человека
в мире, места
его в природе – и по отношению к природе, и к ее так называемым законам.
Вот к этой тайне, радостной и, скажу, чудесной, мы и вернемся в следующий раз...
II
В прошлой моей беседе я говорил, что не чудо и не доказательство от чуда стоят
в центре
христианской веры, как это иногда может показаться со слов и из писаний верующих.
Я говорил, что
одним из главных грехов самих верующих против своей веры является это частое
низведение религии
до уровня сверхъестественных явлений, нарушающих законы природы и тем самым
якобы доказы-
вающих и существование Бога, и истинность христианской религии. Я напоминал,
что в Евангелии
сказано, как в некоторых местах Христос не смог совершить чудес именно из-за
неверия людей, чем
подтверждается христианское учение о том, что не вера от чуда, а чудо от веры.
Перейдем теперь к другой установке – к той, что характеризует неверующих, и
которая, увы,
часто вызвана безудержными рассказами самих верующих о чудесах. Эта установка
состоит в ради-
кальном отрицании чуда как чего-то невозможного и в попытках так или иначе развенчать,
объяс-
нить, снизить те таинственные и необъяснимые явления, которые верующие называют
«чудом». Если
в первом случае мы имеем некую измену самих христиан духу христианства, то во
втором перед нами
не меньшая узость, слепота, непонимание и упрямство. Но прежде всего нужно понять
обе эти уста-
новки в их глубоких психологических корнях.
Если верующий так часто и так много говорит о чуде и чудесном, то это не потому,
что сама
его вера обязательно зависит от этих чудес, а потому, что чудо представляется
ему наилучшим дока-
зательством для неверующего. О сути веры, о блаженной наполненности его души,
о любви и радо-
сти, открываемых ею, так трудно говорить. И вот верующий с самыми, так сказать,
лучшими намере-
ниями пытается перевести этот опыт на язык, представляющийся ему более «объективным»,
более
способным разрушить скепсис, неверие неверующего. И он часто не понимает, что
вредит сам себе и
вере, которую защищает, ибо он делает это от избытка любви и ревности о Боге.
Неверующий же, со своей стороны, если он так упрямо и настойчиво отвергает
даже очевид-
ные чудеса, тоже делает это не от каких-то отрицательных чувств, а потому что
он также что-то за-
щищает. Что же? Да вот эти самые «законы природы», о нарушении которых так любят
вещать по-
борники и защитники чудес. Тут сказывается даже своеобразное уважение к религии,
ибо если, как
говорят верующие, Бог создал законы природы, почему и зачем их все время «нарушать»?
Если ве-
рующий видит и хочет «доказать» прежде всего всемогущество Божие, Бога как Бога,
то неверующий
с таким же рвением защищает тот незыблемый и по-своему тоже чудесный и даже
необъяснимый по-
рядок и строй жизни и вселенной, вне которого все становится хаосом и произволом.
И человек с та-
кой установкой сознания не придет к вере от «чудес», ибо они представляются
ему не только ненуж-
ными, но снижающими понятие о религии. «Если это» религия, если это вера, –
как бы говорит такой
человек, – то и оставайтесь при ней, она не для меня».
Так вот, может быть, настоящее разрешение этого многовекового недоразумения
состояло бы
в том прежде всего, чтобы от этого бесплодного спора о чуде перейти сначала
к попытке понять, о
чем говорит христианство, о чем говорит Евангелие, когда говорит о чуде. Все
как бы сговорились
определять чудо как нарушение законов природы и спорить о том, возможно оно
или невозможно. А
что если христианское чудо – это совсем не нарушение законов природы, что если
оно – высшее, пре-
дельное исполнение этого закона, что между ним и этими пресловутыми «законами»
нет противоре-
чия, которое видят и те, кто хочет чудес, и те, кто отвергает их? Да, это трудно
доказать, ибо речь
здесь идет о чем-то, что можно скорее почувствовать, увидеть, воспринять сердцем,
чем доказать. И
это так потому, что такое понимание чуда укоренено прежде всего в восприятии
как чудесного самой
жизни, самого мира – а это значит, в первую очередь, и вот этих самых «законов
природы».
Сам закон природы открывается и воспринимается как какое-то необъяснимое в
своей глуби-
не, в своей мудрости чудо. И не этот ли опыт как раз имели в виду те великие
ученые, те открыватели
законов природы, которые ближе и глубже других вникли в тайны природы. Таков,
во всяком случае,
был опыт Эйнштейна и Пастера; таков, совсем недавний, опыт великого французского
палеонтолога и
антрополога Тейяра де Шардена. Но если так, если сам мир, если сама жизнь есть
чудо, в которую
никогда не устанет вникать, которой никогда не перестанет удивляться и восхищаться
человек, и чем
больше он постигает его, тем сильнее, – то тогда граница между «чудом» религиозным
и этим общим
ощущением чудесного как бы стирается. Ибо отличие религиозного чуда от этой
всемирной чудесно-
сти только в одном: это чудо есть плод любви, а любовь есть самый таинственный,
самый неизучен-
ный, но, пожалуй, и самый глубокий из всех законов природы.
Христос творил чудеса. И никогда – для того чтобы «доказать» Свою Божественность
или за-
ставить людей поверить в Себя. Но всегда потому, что любил, жалел, сострадал,
страдания и нужды
людей воспринимал Своими нуждами, Своим страданием. Между тем все, что мы знаем
о любви,
весь наш опыт ее, сколь бы он ни был ограничен, – указывает на ее потрясающую,
действительно чу-
десную силу и возможности. В любви становится возможным то, что по-человечески
кажется невоз-
можным. В любви человек преодолевает свою естественную ограниченность и открывает
еще один –
высший – закон природы, который обычно остается скрытым от него. В любви узнает
он, таким обра-
зом, ключ ко всем законам природы, последнюю их подчиненность человеку, его
духу, его царствен-
ному достоинству. Чудеса без любви – обман и самообман, и их действительно нужно
и можно от-
вергнуть. Но любовь есть чудо, и это чудо открывает нам чудесные возможности,
не увидеть, не при-
знать которые – значит ничего не увидеть и не понять на земле.
* Из «Воскресных бесед по Радио "Свобода"» (№№ 1262 и 1263).