Протоиерей Александр Шмеман О чуде*

I

Одно из самых больших недоразумений между верующими и неверующими заключается в
подходе и тех и других к чуду. Верующие очень любят ссылаться на чудеса, и создается впечатление,
что вся их вера и основана только на «чудесах», на сверхъестественных явлениях. Верующие не по-
нимают, что эти настойчивые ссылки на чудеса, эти рассказы о львах, роющих могилы для святых
отшельников, о чудесных вмешательствах потустороннего в повседневную жизнь, о снах и видениях,
– это все очень часто, вместо того чтобы убедить неверующих и привлечь их к вере, на­оборот, раз-
дражает их и настраивает против веры. Действительно, если бы в мире было столько видимых чудес –
повсеместно, постоянно, ежедневно – как это выходит у некоторых верующих и в определенной ре-
лигиозной литературе, то просто непонятно, как все еще существуют неверующие...

А с другой стороны, со стороны неверующих, это упорное отрицание чего бы то ни было
«чудесного», неизменное желание не признавать, не видеть, не чувствовать, пускай и непонятных ра-
зуму, но несомненных прорывов в жизнь несказанного, необъяснимого, к одной таблице умножения
несводимого, – также свидетельствует о какой-то страшной духовной слепоте и узости.

И вот создались и стоят, один против другого, два лагеря – одинаково упрямых, одинаково
непримиримых. Одни твердят, когда нужно и не нужно: чудо, сверхъестественное нарушение законов
природы. Другие в ответ: никаких чудес, все да конца объяснимо, прозрачно разуму, рационально. И
вот очевидно, что и те и другие, и верующие и неверующие, просто забыли, а, может быть, никогда и
не знали, что вопрос о чуде в христианстве во всяком случае совсем не так прост, и никак нельзя све-
сти его к простой дилемме: либо естественное – либо сверхъестественное, либо законы природы – ли-
бо их нарушение. Вот почему и необходимо начать обсуждение вопроса о чуде с христианского его
понимания и восприятия. И тут сразу же приходится напоминать, что Евангелие отрицает чудо как
«причину веры», как доказательство бытия Божиего. О Христе сказано, что в одном месте Он не смог
совершить чудес из-за неверия людей. И, таким образом, как бы мы ни определяли чудо, для христи-
ан не вера от чу­да, а чудо от веры.

Но и это еще не все, так как в том-то и все дело, что сама сущность христианства отрицает
чудо как основу религии, как «сердцевину» религии. Действительно, о чем учит, что провозглашает
христианство? Что Христос – Сын Божий, Бог, ставший человеком, принявший на Себя нашу челове-
ческую природу. А это исключает всякое привлечение людей к Богу путем «сверхъестественных» до-
водов и доказательств, так как очевидно, что если бы Христос хотел заставить людей верить в Себя,
то, будучи Богом, Он это и сделал бы при помощи чудес. Но нет – в памяти Церкви, в памяти челове-
чества Христос остался прежде всего в образе нищего, гонимого, бездомного человека. Христос уста-
вал, плакал, страдал, был искушаем. В ночь предания на смерть Он молил Отца Своего не дать вку-
сить Ему отчаяния смерти. И когда Христос совершил величайшее из всех чудес – воскрес из мерт-
вых – то ни ученики, ни женщины, пришедшие ко гробу, не узнавали Его иначе как верой, каким-то
внутренним, таинственным, а не нашим «объективным» знанием. В конце все бросают Христа, все
отрекаются от Него, и Христос умирает на Кресте. И потому, когда начинается распространение веры
в Христа, приятие Христа как Бога, Спасителя, Учителя, то начинается оно не с «доказательств» от
чуда, а с приятия Христа как раз в этом человеческом, смиренном образе. Ведь именно тогда, когда
Сам Христос, идя на смерть, говорит: «Душа моя скорбит смертельно», когда умирает на Кресте,
именно тогда распинавший Его римский сотник замечает: «Воистину чело­век этот – Сын Божий...»

Всего этого достаточно, чтобы утверждать: нет, не чудо, не чудо, понимаемое как некое не-
понятное, видимое нарушение самых элементарных, самых абсолютных законов природы, не чудо
как некий Божест­венный фокус, производимый для того чтобы люди по­верили в Бога, – не это и не
такое чудо составляет сердцевину христианского восприятия, христианского понимания чуда. Так
как, повторяю, – те, кто «принимают» Христа, принимают Его не из-за чудес, а по любви, принимают
Его и следуют за Ним прежде всего сердцем. И именно такого приятия хочет и ищет Сам Христос.
«Если любите Меня, заповеди Мои соблюдаете...» Если любите Меня...

А вместе с тем Евангелие действительно полно чудес: чудесных исцелений, воскрешения
мертвых, видений и тому подобного. Как же согласовать эту несомненную «чудесность» христиан-
ской веры с отрицанием ею чуда как простого доказательства? Об этом мы будем говорить в следую-
щей нашей беседе. Однако уже сейчас скажем, что тайна чуда в христианском его понимании неотде-
лима от тайны свободы, а это значит от христианского же понимания места человека в ми­ре, места
его в природе – и по отношению к природе, и к ее так называемым законам.

Вот к этой тайне, радостной и, скажу, чудесной, мы и вернемся в следующий раз...

II

В прошлой моей беседе я говорил, что не чудо и не доказательство от чуда стоят в центре
христианской веры, как это иногда может показаться со слов и из писаний верующих. Я говорил, что
одним из главных грехов самих верующих против своей веры является это частое низведение религии
до уровня сверхъестественных явлений, нарушающих законы природы и тем самым якобы доказы-
вающих и существование Бога, и истинность христианской религии. Я напоминал, что в Евангелии
сказано, как в некоторых местах Христос не смог совершить чудес именно из-за неверия людей, чем
подтверждается христианское учение о том, что не вера от чуда, а чудо от веры.

Перейдем теперь к другой установке – к той, что характеризует неверующих, и которая, увы,
часто вызвана безудержными рассказами самих верующих о чудесах. Эта установка состоит в ради-
кальном отрицании чуда как чего-то невозможного и в попытках так или иначе развенчать, объяс-
нить, снизить те таинственные и необъяснимые явления, которые верующие называют «чудом». Если
в первом случае мы имеем некую измену самих христиан духу христианства, то во втором перед нами
не меньшая узость, слепота, непонимание и упрямство. Но прежде всего нужно понять обе эти уста-
новки в их глубоких психологических корнях.

Если верующий так часто и так много говорит о чу­де и чудесном, то это не потому, что сама
его вера обязательно зависит от этих чудес, а потому, что чудо представляется ему наилучшим дока-
зательством для неверующего. О сути веры, о блаженной наполненности его души, о любви и радо-
сти, открываемых ею, так трудно говорить. И вот верующий с самыми, так сказать, лучшими намере-
ниями пытается перевести этот опыт на язык, представляющийся ему более «объективным», более
способным разрушить скепсис, неверие неверующего. И он часто не понимает, что вредит сам себе и
вере, которую защищает, ибо он делает это от избытка любви и ревности о Боге.

Неверующий же, со своей стороны, если он так упрямо и настойчиво отвергает даже очевид-
ные чудеса, тоже делает это не от каких-то отрицательных чувств, а потому что он также что-то за-
щищает. Что же? Да вот эти самые «законы природы», о нарушении которых так любят вещать по-
борники и защитники чудес. Тут сказывается даже своеобразное уважение к религии, ибо если, как
говорят верующие, Бог создал законы природы, почему и зачем их все время «нарушать»? Если ве-
рующий видит и хочет «доказать» прежде всего всемогущество Божие, Бога как Бога, то неверующий
с таким же рвением защищает тот незыблемый и по-своему тоже чудесный и даже необъяснимый по-
рядок и строй жизни и вселенной, вне которого все становится хаосом и произволом. И человек с та-
кой установкой сознания не придет к вере от «чудес», ибо они представляются ему не только ненуж-
ными, но снижающими понятие о религии. «Если это» религия, если это вера, – как бы говорит такой
человек, – то и оставайтесь при ней, она не для меня».

Так вот, может быть, настоящее разрешение этого многовекового недоразумения состояло бы
в том прежде всего, чтобы от этого бесплодного спора о чу­де перейти сначала к попытке понять, о
чем говорит христианство, о чем говорит Евангелие, когда говорит о чуде. Все как бы сговорились
определять чудо как на­рушение законов природы и спорить о том, возможно оно или невозможно. А
что если христианское чудо – это совсем не нарушение законов природы, что если оно – высшее, пре-
дельное исполнение этого закона, что между ним и этими пресловутыми «законами» нет противоре-
чия, которое видят и те, кто хочет чудес, и те, кто отвергает их? Да, это трудно доказать, ибо речь
здесь идет о чем-то, что можно скорее почувствовать, увидеть, воспринять сердцем, чем доказать. И
это так потому, что такое понимание чуда укоренено прежде всего в восприятии как чудесного самой
жизни, самого мира – а это значит, в первую очередь, и вот этих самых «законов природы».

Сам закон природы открывается и воспринимается как какое-то необъяснимое в своей глуби-
не, в своей мудрости чудо. И не этот ли опыт как раз имели в виду те великие ученые, те открыватели
законов природы, которые ближе и глубже других вникли в тайны природы. Таков, во всяком случае,
был опыт Эйнштейна и Пастера; таков, совсем недавний, опыт великого французского палеонтолога и
антрополога Тейяра де Шардена. Но если так, если сам мир, если сама жизнь есть чудо, в которую
никогда не устанет вникать, которой никогда не перестанет удивляться и восхищаться человек, и чем
больше он постигает его, тем сильнее, – то тогда граница между «чудом» религиозным и этим общим
ощущением чудесного как бы стирается. Ибо отличие религиозного чуда от этой всемирной чудесно-
сти только в одном: это чудо есть плод любви, а любовь есть самый таинственный, самый неизучен-
ный, но, пожалуй, и самый глубокий из всех законов природы.

Христос творил чудеса. И никогда – для того чтобы «доказать» Свою Божественность или за-
ставить людей поверить в Себя. Но всегда потому, что любил, жалел, сострадал, страдания и нужды
людей воспринимал Своими нуждами, Своим страданием. Между тем все, что мы знаем о любви,
весь наш опыт ее, сколь бы он ни был ограничен, – указывает на ее потрясающую, действительно чу-
десную силу и возможности. В любви становится возможным то, что по-человечески кажется невоз-
можным. В любви человек преодолевает свою естественную ограниченность и открывает еще один –
высший – закон природы, который обычно остается скрытым от него. В любви узнает он, таким обра-
зом, ключ ко всем законам природы, последнюю их подчиненность человеку, его духу, его царствен-
ному достоинству. Чудеса без любви – обман и самообман, и их действительно нужно и можно от-
вергнуть. Но любовь есть чудо, и это чудо открывает нам чудесные возможности, не увидеть, не при-
знать которые – значит ничего не увидеть и не понять на земле.

* Из «Воскресных бесед по Радио "Свобода"» (№№ 1262 и 1263).


Hosted by uCoz