История Храма.
Когда в 325 году Елена, мать Константина Великого, нашла гробницу Христа, Константин велел соорудить на этом месте первую церковь, строительство которой было закончено в 335 году. По его приказу с холма были вывезены все скалы, кроме двух - самой Голгофы, на которой был поднят крест, увенчанный дароносицей, и гробницы Христа, которую отделили огромной ротондой, дав ей название Анастазис, что означает Воскресение. Сама церковь возвышалась с восточной стороны ротонды и имела пять нефов и одну крипту в память о нахождении креста. Эта церковь была разрушена персами в 614 году. Реконструкция началась пятнадцатью годами позже.
Завоевавшие Левант мусульмане ввели ограничения на строительство новых церквей, а в правление халифа аль-Хакима (996-1021) почти все храмы на территориях, находившихся в сфере влияния Фатимидов, были уничтожены (включая и храм Гроба Господня в 1009 г.).
В 1036 году мусульмане разрешили византийскому императору Михаилу IV восстановить храм. В 1042-1048 годах Константин Мономах переделал ротонду над Гробницей Христа в церковь, прибавив галерею и восточную апсиду.
Крестоносцы, захватив в 1099 году Иерусалим, увидели церковь в том виде, в котором она была воссоздана при Константине Мономахе. Они сочли ее недостаточно красивой для места, где был погребен Спаситель, и начали работы по капитальной переделке и украшению церкви.
Особое внимание крестоносцы уделили эдикуле над самим Гробом Господним - небольшому, отдельно стоящему сооружению над гробницей, находящейся в ротонде Анастазис ("Эдикула" - ниша с колоннами, увенчанная фронтоном; в православной традиции - "кувуклия"). Русский паломник Даниил Черниговский, посетивший Святую Землю в 1106-1108 годах, упоминает о серебряной статуе Христа в человеческий рост, помещенной франками на верху эдикулы. Свидетельство Даниила - единственный источник наших сведений о первых попытках крестоносцев украсить гробницу. В 1119 году эдикула была заново украшена мраморной скульптурой и мозаиками..
Кроме своей сакральной роли, храм Гроба Господня играл в Латинском королевстве и важную политическую роль: в 1100-1187 годах он был королевской усыпальницей, (В 1100 году умер Готфрид Бульонский, и его гробницу поместили при входе в часовню Адама у подножия Голгофы, что создало прецедент для захоронения всех последующих королей вплоть до 1187 года.) а с 1131 года здесь происходили коронации. Именно в это время возник план переделки существовавшей около Гроба Господня византийской церкви.
Основные работы проводились в 1140-х годах. Программа была очень впечатляющей: Святые Места оформлялись в контексте единого архитектурного комплекса, сосредоточенного вокруг эдикулы Гроба Господня, Голгофы и Темницы Христовой (где, по преданию, находился Христос вместе с двумя разбойниками во время приготовления орудий казни). Был разработан план паломнической церкви ("паломническими церквями" называли романские храмы, в которых хранились ценные реликвии, привлекавшие большое число паломников) в форме неравноконечного креста (по западному образцу) - с средокрестием, трансептом, хором, крытой внутренней галереей и системой радиусных часовен, - который позволял включить уже существующую ротонду в строение с двумя куполами, колокольней и великолепным новым южным главным входом. И внутри, и снаружи на капителях появились выпуклые фигуративные и нефигуративные орнаменты, внутреннее пространство церкви и капеллы Голгофы покрылось мозаиками, из которых до наших дней сохранилась только одна - образ Христа. На южном фасаде трансепта мозаикой была выложена композиция на тему Noli Me Tangere ("Не прикасайся ко мне" - слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные им Марии Магдалине, когда та пришла к гробу и не нашла в нем Иисуса, а потом встретила Его в саду и сначала не узнала, а приняла за садовника Ин. 20:11-18), перемычки украшены резьбой в итальянском стиле. Над левой дверью были изображены сцены из жизни Христа, связанные с Иерусалимом и его окрестностями. Над правой дверью перемычка в виде спирали с завитками напоминала дерево жизни (arbor vitae) под, вероятно, находившимся на тимпане изображением Распятия. К востоку, на месте большой базилики, возведенной Константином I (335 г.) и разрушенной аль-Хакимом, была построена крытая аркада (клуатр), вокруг которой расположились монастырские здания для каноников, служивших в храме. Под клуатром находилась крипта с часовней св. Елены.
В реконструкции храма Гроба Господня, этом уникальном проекте крестоносцев, архитектурное и декоративное решение являло собой воплощение сплава восточных и западных традиций. Храм был освящен 15 июля 1149 года, спустя 50 лет после захвата Иерусалима и стал образцом для последующих подобных проектов, например в Вифлееме и в Назарете.
После захвата Иерусалима хорезмийцами в 1244 году храм вновь подвергся значительному разрушению. Восстановлен в 1719 году и тогда же, из-за значительных разрушений, был частично перестроен.
В 1808 году был почти полостью уничтожен пожаром и
восстановлен в 1810. Замечательное описание храма Гроба Господня в XIX веке и
атмосферы царившей в нем тогда можно найти в неоднократно мной цитированных
воспоминаниях Николая Берга.
Источник -