К исследованию чудес - http://www.krtdiv.narod.ru/0.htm
Тульская Марина. ВЕРА. Чудеса в церкви. Нужно ли в них верить? // "Аргументы и Факты" № 5 (1162) от 29.01.2003
В ПОСЛЕДНЕЕ время появилось множество сообщений о чудесах, происходящих в церкви. То икона "заплачет", то святой лик отпечатается на киоте, то святые мощи исцелят смертельно больных людей. Что же происходит? Да и можно ли этому верить? С этими вопросами мы обратились в Комиссию по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской православной церкви.
СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ Комиссии Павел ФЛОРЕНСКИЙ, профессор Государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, внук знаменитого о. Павла Флоренского, встретился с корреспондентом "АиФ".
- ПОЧЕМУ вы, ученый человек, стали заниматься чудесами? Просто из любопытства?
- В том числе и из любопытства. Хотя сегодня интерес к чудесам очень часто происходит не от роста настоящей религиозности, а скорее от недостатка веры. Расскажу случай, который произошел на моих глазах. В самом начале 90-х годов музей Андрея Рублева передавал икону Пресвятой Богородицы в одну из московских церквей. Меня пригласили на эту церемонию. Приезжают священники (они тогда, естественно, в цивильном ходили), облачаются, кадило зажгли. Вносят икону - черную доску, на которой еле-еле "просвечивается" Богородица. Начинается молебен, читается акафист. И происходит удивительное - совершенно темная икона на наших глазах преображается! Священники ее поднимают и выносят - но уже не доску, а саму Богородицу. Икона ожила! Я шел сзади и вдруг уловил необыкновенное благоухание. И это был не ладан и не розовое масло. Обновившаяся икона источала миро.
Что касается нашей Комиссии, то прежде всего следует подчеркнуть, что мы - ученые. Нам не нужны ни ложные чудеса, ни дутые сенсации. Мы не хотим прослыть некими "православными парапсихологами". С другой стороны, мы ясно понимаем, что всякое истинное чудо есть не только нарушение действия законов природы, а прежде всего - знамение, некий знак, явленный для нашего вразумления.
К нашему сожалению и даже стыду, многие поразительные явления, происходившие в Русской православной церкви, до сих пор неизвестны не только нашим соотечественникам, например учителям истории, но и многим верующим.
- Приведите, пожалуйста, хотя бы один пример.
- 20-е годы прошлого века в России - время особо свирепых гонений на Церковь, разорения храмов, гибели тысяч священнослужителей. Но те же годы отмечены и многочисленными (десятки случаев!) чудесными знамениями - обновлением икон. Эта волна затронула некоторые уезды Новгородской губернии. Власти восприняли события как контрреволюционные происки и ответили массовыми репрессиями. Сейчас мы знаем об этом из судебного отчета, тогда же напечатанного для служебного употребления.
Конечно, в околоцерковной среде существуют и благочестивые мифы. Мы неоднократно встречались с весьма интригующими сообщениями о событиях, которых в действительности не было. В сентябре прошлого года в одном из очень известных православных изданий появилось сообщение о явлении, якобы имевшем место на Афоне летом того же года. Мы провели тщательное расследование и убедились в том, что сообщение было ложным.
Основная трудность в том, что достоверные сведения даже о реальных событиях,
происходивших на глазах у многих живых свидетелей, мы порой получаем с немалым
трудом. Так, например, весной прошлого года в Великую Субботу в иерусалимском
храме Гроба Господня мироточила икона Спасителя. Свидетелями этого знамения
были сотни, если не тысячи паломников, десятки наших соотечественников. Не без
труда нам удалось найти некоторых из них, и теперь в нашем архиве хранятся видеозаписи,
сделанные нашими православными паломниками.
НА ВОПРОСЫ "АиФ" ответил Александр МОСКОВСКИЙ, преподаватель Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова, секретарь Комиссии.
- ВАША группа работает уже третий год. Можно ли подвести предварительные итоги?
- Именно предварительные. Для современных событий характерно в первую очередь их поразительное изобилие. Речь идет о многих и многих десятках знамений, а может быть, и сотнях, если предположить, что только часть из них нашла отражение в православной печати. Второе - повсеместность. Сообщения поступают практически из всех епархий Русской православной церкви и из-за рубежа. В-третьих, поразительно их разнообразие. Наиболее часты сообщения о мироточении и чудесном обновлении икон. Но известно также о перенесении образа на стекло киота, чудесном обретении иконы, о звуковых знамениях. И наконец, важнейшая особенность многих современных знамений - их интенсивность. Чудотворная Иверская икона Божией Матери (Монреальской) мироточила почти ежедневно на протяжении 16 лет. Все чаще сообщают об одновременном и продолжительном мироточении сразу нескольких икон.
- Чем же объяснить такое обилие знамений именно в наше время? Не стоим ли мы на пороге потрясений?
- Можно предположить, что Русская православная церковь переживает какой-то особый период своей истории. Если верить сообщениям, такое изобилие чудесных знамений - небывалое в истории России, а может быть, и во всей двухтысячелетней истории Церкви.
Рассказывает Сергей СОШИНСКИЙ, секретарь Комиссии:
- Работая в Комиссии, мы столкнулись с несколькими неясными случаями. Явления, принимаемые за истинные знамения, при внимательном рассмотрении оказались очень сомнительными. Признание подлинности знамения требует осторожности. Явления, которые представляются нам чудесными, могут происходить из самых разных источников. Это могут быть подлинные Божии знамения. Возможны явления естественные, совершающиеся по законам природы, но кем-то принимаемые за чудо. Возможны также добросовестные иллюзии и ошибки. Неизбежны фальсификации. И наконец, возможны знамения, совершаемые темной стороной. Не всегда легко определить, с чем мы имеем дело. Назрела необходимость этот стихийный поток ввести в некоторое законодательное церковное русло, определить норму церковного действия в том случае, когда происходит чудо. Например, до революции действовало постановление Синода 1722 года, повелевающее перенесение чудотворных икон под наблюдение в монастыри. Ведь не всегда и священники знают, как им поступать.
Нельзя строить христианскую жизнь на ожидании чудес. Не чудесами спасается человек, но своей жизнью в Церкви. Главное в мироточащей или обновляющейся иконе - чтобы мироточили и обновлялись души людей.
СВОЕ мнение о проблеме высказал Карен АГАНБЕКЯН, заведующий лабораторией "Распространение радиоволн" Института радиотехники и электроники Российской академии наук, кандидат физико-математических наук, лауреат Государственной премии:
- МНОГИЕ явления, которые теперь рассматриваются как чудеса, на самом деле есть проявление неизученных природных закономерностей. Это стихийные процессы, не нашедшие пока своего рационального объяснения. Но даже самый строгий, придирчивый ученый не станет отрицать, что в космосе присутствует и разумное, творческое, условно говоря, внеприродное начало. Здесь верующие и атеисты достигают согласия. Но для атеистов чудес вообще не существует, есть лишь мистификации или необъясненные пока внеприродные эффекты. Для верующих истинное чудо есть действие разумной внеприродной силы. И главный смысл его - в некотором послании из мира горнего в наш мир.
Какова роль ученого в этой проблеме? Он может взять на себя роль эксперта, который беспристрастно скажет, какие феномены имеют шанс, а какие нет.
Попробую высказать здесь свое сугубо личное мнение. Мне кажется, что такие чудеса, как перенос образа иконы на стекло киота или чудесные обновления икон, стоит все же попытаться как-то объяснить с научной точки зрения. Этого, впрочем, до сих пор не сделано. Что же касается мироточения, то, на мой взгляд, возможности науки здесь выглядят весьма туманными. Это же можно сказать и о ежегодном схождении Огня в храме Гроба Господня.
Схождение Благодатного Огня - происходит ежегодно в иерусалимском храме Гроба Господня в Великую Субботу.
Схождение облака на гору Фавор - начиная с IV века происходит ежегодно во время праздника Преображения Господня.
В одной из келий Свято-Введенского женского монастыря в г. Иваново мироточат все приносимые прихожанами иконы, включая бумажные и открытки с изображениями святых.
Из храма в храм перевозят мироточивую икону царя-мученика Николая II - капельки благоуханного миро вопреки действию силы тяжести текут по ней не вниз, а вверх.
Цит. по: Тульская Марина. ВЕРА. Чудеса в церкви. Нужно ли в них верить? // "Аргументы и Факты" № 5 (1162) от 29.01.2003