СТАТЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБДУМЫВАНИЯ
Методология проверки чудес.
ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНОГО МЕТОДА
Введение.
Многие тысячи лет человечество
искало оптимальные пути миропознания. В результате на свет появился так
называемый научный метод познания. Эти термином называется совокупность приёмов
обеспечивающих достаточно эффективное (с точки зрения воспроизведения и
понимания сути процесса) изучение различных явление в живой и неживой природе.
Научный метод предполагает два типа подхода к изучаемым явлениям.
Естественно научный, строящийся на описание, как наблюдаемого явления, так и
взаимосвязи данного явления с другими явлениями. Истинность, доказанность и т.п.
свойства теорий и гипотез обозначают отсутствие противоречий теории с
наблюдаемыми фактами. Истинность теории не имеет абсолютный характер, но несёт
практический смысл. Как правило, с обнаружением новых условий существования
явления, старые теории значительно перерабатываются. Чем более научно корректно
построена старая теория, тем легче она вливается в новую, становясь частным
случаем более продвинутой теории, получаемом при соответствующих условиях.
Для точных наук характерно иная ситуация. Сами условия формулируются
исследователем через построение системы аксиом, и на основе этих аксиом строятся
строгие доказательства. В данном случае истина и доказательства теории несут
абсолютный смысл, но только в рамках конкретной совокупности аксиом (внутри
системы построения теории).
В научном методе можно выделить три основные
части.
1. Кодекс чести учёного (честность, стремление к проверке данных, не
замалчивание неудобных данных и т.п.) - это самое важное.
2. Набор защит от
"дурака" (Призумция виновности - необходимость доказывать свою правоту делающему
утверждение. Обоснованность необходимости создания новой теории и т.п.)
3.
Технологии проведения изучения конкретного явления в соответствие с
поставленными целями исследования.
Замечу, что в связи с выше сказанным, при проведение исследования учёный
должен подходить скептически к исследуемому явлению. При сообщение о чуде,
учёны, по долгу профессии должен прежде всего усомниться в его существование, а
потом уже начать проверку и рассмотреть доказательства.
Научный метод при исследований чудес применим только тогда, когда чудотворец предстаёт перед комиссий и предоставляет возможность комиссии провести тщательное исследование, в свою очередь задача комиссии найти ошибки, противоречия или фальсификации в демонстрации чудотворца. При обнаружение которых, утверждения чудотворца признаются неправильными.
1. Обнаружение ошибок.
Ошибочное принятие естественного явление за
чудо.
В начале 20-го столетия видным бактериологом Кальдероном было установлено,
что буроватый и черный цвет церковных куполов и крестов обусловливается
появлением и развитием на них особых микроорганизмов. Пятна на поверхности
золотых предметов - это скопление плесени и микробов, которые могут покрывать
пленкой всю поверхность предмета. При неблагоприятных условиях эти организмы
могут погибнуть, и тогда связь с поверхностью предметов, которая была довольно
прочной при их жизни, нарушается, и под действием дождя и ветра они отпадают
лоскутами, обнажая блестящую поверхность. Это и может приниматься верующими
людьми за "чудо" "самообновления".
В 1923 году в Харькове проходившими мимо
церкви верующими была замечена разница в яркости двух крестов. Один крест был
намного светлее. Весть о "самообновлении" креста быстро распространилась. При
расследовании "чуда" священнослужители показали, что несколько лет назад один из
крестов был покрыт золотом, а другой - бронзой. Вот почему первый крест остался
ярким, а второй потемнел. Этот случай показывает, как мало порой бывает нужно
для того, чтобы заставить легковерного человека поверить в "чудеса".
2. Обнаружение фальсификаций.
Во время массовых гонений на религию при
советской власти во многих церковных саркофагах вместо нетленных мощей лежало
трепьё, истлевшие кости и т.п.
При осмотре Петром первым одной из мироточащих
икон он обнаружил искусственное устройство для вытекание мира.
Часто, для
доказательства историчности чуда, чудотворцы идут на подлог исторического
материала.
Например, у историка Евсевия (4 век) есть следующий
рассказ.
"1)Члены этой Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них
преемственно сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном
удивительном деле, им совершенном.
2) Однажды на великой Пасхальной всенощной
у диаконов не хватило масла, и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел
служителям, которые ведают освещением, набрать воды и принести ему.
3) Это
было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой в Господа
распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки
здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела
свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть
этого масла, как свидетельство о чуде".
Священникам же удобнее по-своему
пересказывать эту историю. В которой вода зажглась чудесным огнём.
"В трудах
церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II
век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского
источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной
службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский
патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря, 1993.]".
В подавляющем большинстве случаев чудотворцы
пытаются уйти от разоблачения, по этому примеры обнаружения фальсификаций, как
правило, связаны с насильственным проведением экспертизы.
3. Обнаружение противоречий.
Для примера можно вспомнить два библейских эпизода.
Исх.7:20 И сделали
Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил
по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке
превратилась в кровь,
22. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И
ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил
Господь.
Уместным будет задать вопрос, если первый раз вся вода превратилась
в кровь, то какую воду в кровь превратили волхвы египетские?
Деян.9: 7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого
не видя.
Деян.22:9 Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса
Говорившего мне не слыхали.
Так видели или слышали?
Можно вспомнить и разбор историй о исходе Благодатного огня из колонны.
В случае не обнаружения недостатков в демонстрации чудес комиссия должна
описать само явление и определить а чём же состоит его чудесная природа. Для
этого необходимо понять смысл термина - чудо.
Я думаю, вряд ли можно спорить
с тем, что нельзя называть чудесным то, что человек может понять, описать
механизм явления и воспроизвести в эксперименте. С условием, использования
технических средств, которые потенциально доступны и чудотворцу.
Другими
словами чудо должно противоречить своим существованием имеющемуся человеческому
опыту о мире.
Поэтому я предлагаю назвать чудом явление, которые противоречит известным
законам природы.
Это скорее описательное определение с долей эмоционального
оттенка. Но оно на мой взгляд имеет высокое практическое применение, потому как
вводит необходимость, в случае не обнаружения недостатков в чуде описать
собственно чем это явления замечательно, каким из наших знаний оно противоречит.
И если мы сталкиваемся не с проявлением сверхъестественного, а только с новыми
условиями в которых работают свои закономерности превращения веществ, данный
подход даёт возможность для дальнейших исследований. Создаёт базу для этих
исследований.
Возможно, существует более удобное определения понятия чуда, но я пока его не
встречал.
Например, религиозный подход:
Епископа Феофана Кронштадтского:
"Христианское чудо есть видимое, поразительное, сверхъестественное явление (в
физическом мире, в телесной, в духовной природе человека и в истории народа),
производимое личным, живым Богом для достижения человеком
религиозно-нравственного совершенствования"(2). 2 Феофан еп. Кронштадтский.
Чудо. Христианская вера в чудо и ее оправдание. Опыт апологетически-этического
исследования. Пг., 1915. С.96
Чудо - "Акт за пределами человеческой власти и
возможности - невозможность".
Мне эти определения не нравятся отсутствием практической их применимости и в
ведением субъективных оценок ("поразительное"), как и новых сущностей, которые
сами то не имеют практически значимых определений.
Второе определение ставит
христиан в неудобное положение, потому как уже многое можно воспроизвести
рукотворно.
Чудотворцы с большой не охотой идут на встречу с комиссией, священники очень рьяно берегут свои чудотворные реликвии от пристального взгляда учёного. И даже предложение получить за свои чудодейственные способности 1000000 долларов не нашло ещё своего ответа. Поэтому я вынужденно склоняюсь к другой методологии проверки чудес, опробованной веками иллюзионистами.
МЕТОД РАЗОБЛАЧЕНИЯ ЧУДЕС ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ИЛЛЮЗИОНИСТАМИ
Конкуренция среди иллюзионистов, не принятие халтуры, отвращение к коллегам
которые
Играют на любви к родителям к детям для обмана зрителей и
мировоззрениеческие взгляды
Иллюзиониста, или какие либо другие причины
привели к созданию методологии проверки не состоятельности утверждения какого
либо иллюзиониста о чудодейственной, паранормальной природы его фокусов.
Она
заключается в демонстрации разоблачителем тех же способностей и (чаще всего)
последующим объяснением механизмов трюка. Причём принимается, что если трюк
можно повторить. То никакой сверхъестественной природы в этом явление нет.
Это не научный метод но очень удобный и опробованный веками. Даже в Библии
мы находим его применение.
Большой вклад в разоблачение спиритических сеансов подобным способом внёс
Гудини.
Среди современных разоблачителей стоит отметить Юрия Горного.
СТАТЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБДУМЫВАНИЯ