СТАТЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБДУМЫВАНИЯ

Методология проверки чудес.

ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНОГО МЕТОДА
Введение.
Многие тысячи лет человечество искало оптимальные пути миропознания. В результате на свет появился так называемый научный метод познания. Эти термином называется совокупность приёмов обеспечивающих достаточно эффективное (с точки зрения воспроизведения и понимания сути процесса) изучение различных явление в живой и неживой природе.

Научный метод предполагает два типа подхода к изучаемым явлениям.
Естественно научный, строящийся на описание, как наблюдаемого явления, так и взаимосвязи данного явления с другими явлениями. Истинность, доказанность и т.п. свойства теорий и гипотез обозначают отсутствие противоречий теории с наблюдаемыми фактами. Истинность теории не имеет абсолютный характер, но несёт практический смысл. Как правило, с обнаружением новых условий существования явления, старые теории значительно перерабатываются. Чем более научно корректно построена старая теория, тем легче она вливается в новую, становясь частным случаем более продвинутой теории, получаемом при соответствующих условиях.

Для точных наук характерно иная ситуация. Сами условия формулируются исследователем через построение системы аксиом, и на основе этих аксиом строятся строгие доказательства. В данном случае истина и доказательства теории несут абсолютный смысл, но только в рамках конкретной совокупности аксиом (внутри системы построения теории).

В научном методе можно выделить три основные части.
1. Кодекс чести учёного (честность, стремление к проверке данных, не замалчивание неудобных данных и т.п.) - это самое важное.
2. Набор защит от "дурака" (Призумция виновности - необходимость доказывать свою правоту делающему утверждение. Обоснованность необходимости создания новой теории и т.п.)
3. Технологии проведения изучения конкретного явления в соответствие с поставленными целями исследования.


Замечу, что в связи с выше сказанным, при проведение исследования учёный должен подходить скептически к исследуемому явлению. При сообщение о чуде, учёны, по долгу профессии должен прежде всего усомниться в его существование, а потом уже начать проверку и рассмотреть доказательства.

Научный метод при исследований чудес применим только тогда, когда чудотворец предстаёт перед комиссий и предоставляет возможность комиссии провести тщательное исследование, в свою очередь задача комиссии найти ошибки, противоречия или фальсификации в демонстрации чудотворца. При обнаружение которых, утверждения чудотворца признаются неправильными.

1. Обнаружение ошибок.
Ошибочное принятие естественного явление за чудо.

В начале 20-го столетия видным бактериологом Кальдероном было установлено, что буроватый и черный цвет церковных куполов и крестов обусловливается появлением и развитием на них особых микроорганизмов. Пятна на поверхности золотых предметов - это скопление плесени и микробов, которые могут покрывать пленкой всю поверхность предмета. При неблагоприятных условиях эти организмы могут погибнуть, и тогда связь с поверхностью предметов, которая была довольно прочной при их жизни, нарушается, и под действием дождя и ветра они отпадают лоскутами, обнажая блестящую поверхность. Это и может приниматься верующими людьми за "чудо" "самообновления".
В 1923 году в Харькове проходившими мимо церкви верующими была замечена разница в яркости двух крестов. Один крест был намного светлее. Весть о "самообновлении" креста быстро распространилась. При расследовании "чуда" священнослужители показали, что несколько лет назад один из крестов был покрыт золотом, а другой - бронзой. Вот почему первый крест остался ярким, а второй потемнел. Этот случай показывает, как мало порой бывает нужно для того, чтобы заставить легковерного человека поверить в "чудеса".

2. Обнаружение фальсификаций.
Во время массовых гонений на религию при советской власти во многих церковных саркофагах вместо нетленных мощей лежало трепьё, истлевшие кости и т.п.
При осмотре Петром первым одной из мироточащих икон он обнаружил искусственное устройство для вытекание мира.
Часто, для доказательства историчности чуда, чудотворцы идут на подлог исторического материала.
Например, у историка Евсевия (4 век) есть следующий рассказ.
"1)Члены этой Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них преемственно сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном удивительном деле, им совершенном.
2) Однажды на великой Пасхальной всенощной у диаконов не хватило масла, и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел служителям, которые ведают освещением, набрать воды и принести ему.
3) Это было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой в Господа распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть этого масла, как свидетельство о чуде".
Священникам же удобнее по-своему пересказывать эту историю. В которой вода зажглась чудесным огнём.
"В трудах церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.]".
В подавляющем большинстве случаев чудотворцы пытаются уйти от разоблачения, по этому примеры обнаружения фальсификаций, как правило, связаны с насильственным проведением экспертизы.

3. Обнаружение противоречий.

Для примера можно вспомнить два библейских эпизода.
Исх.7:20 И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь,
22. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь.
Уместным будет задать вопрос, если первый раз вся вода превратилась в кровь, то какую воду в кровь превратили волхвы египетские?

Деян.9: 7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
Деян.22:9 Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали.

Так видели или слышали?

Можно вспомнить и разбор историй о исходе Благодатного огня из колонны.

В случае не обнаружения недостатков в демонстрации чудес комиссия должна описать само явление и определить а чём же состоит его чудесная природа. Для этого необходимо понять смысл термина - чудо.
Я думаю, вряд ли можно спорить с тем, что нельзя называть чудесным то, что человек может понять, описать механизм явления и воспроизвести в эксперименте. С условием, использования технических средств, которые потенциально доступны и чудотворцу.
Другими словами чудо должно противоречить своим существованием имеющемуся человеческому опыту о мире.

Поэтому я предлагаю назвать чудом явление, которые противоречит известным законам природы.
Это скорее описательное определение с долей эмоционального оттенка. Но оно на мой взгляд имеет высокое практическое применение, потому как вводит необходимость, в случае не обнаружения недостатков в чуде описать собственно чем это явления замечательно, каким из наших знаний оно противоречит. И если мы сталкиваемся не с проявлением сверхъестественного, а только с новыми условиями в которых работают свои закономерности превращения веществ, данный подход даёт возможность для дальнейших исследований. Создаёт базу для этих исследований.

Возможно, существует более удобное определения понятия чуда, но я пока его не встречал.
Например, религиозный подход:
Епископа Феофана Кронштадтского: "Христианское чудо есть видимое, поразительное, сверхъестественное явление (в физическом мире, в телесной, в духовной природе человека и в истории народа), производимое личным, живым Богом для достижения человеком религиозно-нравственного совершенствования"(2). 2 Феофан еп. Кронштадтский. Чудо. Христианская вера в чудо и ее оправдание. Опыт апологетически-этического исследования. Пг., 1915. С.96
Чудо - "Акт за пределами человеческой власти и возможности - невозможность".

Мне эти определения не нравятся отсутствием практической их применимости и в ведением субъективных оценок ("поразительное"), как и новых сущностей, которые сами то не имеют практически значимых определений.
Второе определение ставит христиан в неудобное положение, потому как уже многое можно воспроизвести рукотворно.

Чудотворцы с большой не охотой идут на встречу с комиссией, священники очень рьяно берегут свои чудотворные реликвии от пристального взгляда учёного. И даже предложение получить за свои чудодейственные способности 1000000 долларов не нашло ещё своего ответа. Поэтому я вынужденно склоняюсь к другой методологии проверки чудес, опробованной веками иллюзионистами.

МЕТОД РАЗОБЛАЧЕНИЯ ЧУДЕС ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ИЛЛЮЗИОНИСТАМИ

Конкуренция среди иллюзионистов, не принятие халтуры, отвращение к коллегам которые
Играют на любви к родителям к детям для обмана зрителей и мировоззрениеческие взгляды
Иллюзиониста, или какие либо другие причины привели к созданию методологии проверки не состоятельности утверждения какого либо иллюзиониста о чудодейственной, паранормальной природы его фокусов.
Она заключается в демонстрации разоблачителем тех же способностей и (чаще всего) последующим объяснением механизмов трюка. Причём принимается, что если трюк можно повторить. То никакой сверхъестественной природы в этом явление нет.
Это не научный метод но очень удобный и опробованный веками. Даже в Библии мы находим его применение.

Большой вклад в разоблачение спиритических сеансов подобным способом внёс Гудини.
Среди современных разоблачителей стоит отметить Юрия Горного.


СТАТЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБДУМЫВАНИЯ

Принимаем заказы на офсетную печать квартальных календарей в кредит! . Привлекательные цены в интернет магазине сантехники лагурати.
Hosted by uCoz