Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

 

НИКОЛАЙ КУТЕПОВ

Статья приведена только из-за наличия в ней следующего диалога:

- Владыка, говорят, что мироточение царских икон происходит повсеместно. У вас в епархии есть царские иконы в храмах? Вы не запрещаете почитать царя в вашей епархии?

- Ну как я могу запретить почитать? Дело хозяйское. Но когда тут один батюшка пожелал привести икону, которая мироточит, я сказал: "Пусть она мироточит там, где она мироточит". Почему? Есть такой журнал "Наука и жизнь", там в 1976 году было сказано, что выработана техника, которая позволяет доскам и чему-то подобному испускать всевозможные штуки. У меня ничего не мироточит.

Умер 21.6.2001 г.

 

Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11):

О Кутепова по справочнику Митрохина, 1997: р. 4.10.1924 под Тулой, дядя из царской гвардии стал красным, изображен как ген. Серпилин у Симонова в "Живых и мертвых". Ок. Тульские оружейно-пулеметное, воевал под Сталинградом в 1 гвардейской. Демобилизован 1943 (ампутированы трети стоп). Учился в МДС с Вл. Котляровым, 1959 в священники, монахи и пр. 10.9.1961 хирот. в Мукачевского. Конфликт в 1977 с калужскими властями - слишком резов, его доклад. записки публиковал ВРХД. С 1977 в Нижнем.

Сектофобия: "Звонит мне один из чиновников администрации Нижнего Новгорода. Приходит, говорит: "Спасите, мой первый помощник был на собраниях, а теперь тронулся. Помогите!" Я спрашиваю: "Что значит "помогите"? Для того чтобы выправить сектантское воздействие, священник должен неделю есть просвирку, пить святую воду и молиться". Но как-то мы его все-таки поправили. Недавно, пишет одна бабушка, внук попал в секту, бросил школу, бросил то, бросил се. Я говорю: "Бабушка, что ж мы можем сделать, давай молиться". Мы уже сталкиваемся с последствиями. А Церковь предупреждала, когда открывали ворота в страну, что будет плохо. И плохо стало. Если правительство не будет заботиться о духовном здоровье своего народа, то будет еще хуже. Церковь только набирает силу. Хорошо еще, у нас в семинарии пять кандидатов богословия. И мы бы рады вести просветительскую работу, но нам здание не отдают. У нас нет денег на аренду зданий, а у них есть. Они работают на чужие деньги. Им денег оттуда присылают столько, сколько им надо".

Против канонизации Николая Романова: "Но видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Если царь-батюшка включен в общий список, то я не могу голосовать против Кирилла Казанского, Агафангела (Преображенского) и других. Но, когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. ... он государственный изменник. ... он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Что он должен был делать? Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено. Он счел нужным сбежать под юбку Александры Федоровны. Ну, извините!".

- Владыка, говорят, что мироточение царских икон происходит повсеместно. У вас в епархии есть царские иконы в храмах? Вы не запрещаете почитать царя в вашей епархии?

- Ну как я могу запретить почитать? Дело хозяйское. Но когда тут один батюшка пожелал привести икону, которая мироточит, я сказал: "Пусть она мироточит там, где она мироточит". Почему? Есть такой журнал "Наука и жизнь", там в 1976 году было сказано, что выработана техника, которая позволяет доскам и чему-то подобному испускать всевозможные штуки. У меня ничего не мироточит.

Если мы хотим из пальца что-то высосать, то высосем. Должна существовать определенная комиссия, которая должна изучать подобные вещи. А это все пущено на самотек, спустя рукава. Объявили о мироточении, и все молчат. Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью.

О дисциплине: "Нам было сказано четко старшим поколением: если ты взял на себя что-то, то зажмись, извините, кобель, и сиди на цепи. А если не можешь, то не берись. Если, конечно, это было, то надо было принять предельно жесткие меры. Когда Наполеон подходил к Смоленску, то смоленский епископ Авраамий принял его с хлебом-солью. Он после был лишен сана и отправлен на колокольню звонарем. Четко и ясно".

О карловчанах: "Нас обвиняют, что мы сотрудничали? Ну, приходил я к уполномоченному, начинал клянчить пятое-десятое. Не для себя же, для Церкви. А если бы мы закрылись от них? Что было бы? Был бы соус с кремом. Вот такое дело. И потом, видите ли, что значит объединяться? Они бросили страну в бедственное время и уехали. ... Сбежать и оттуда гавкать - ума большого не требуется. А ты посиди здесь и попробуй нормализуй обстановку. ... И Кирилл мог заблуждаться, и Иосиф (Петровых) мог заблуждаться, и все прочие. Когда-то архиереи сидели, не зная ни хлопот, ни забот. Каждый из них получал определенную сумму от монастырей и ни в чем не нуждался. Он только молился. И представьте себе, что в таком положении вдруг все изменилось. Караул! Вот почему я говорю, что в нашем положении главная беда, что мы не поднялись на ступеньку Иова, а начали говорить, что то, что послано, послано от дьявола. Забыли, что все посылается от Бога. Я революцию имею в виду. И может быть, надо было не бежать, а найти модус вивенди. Не говорить, что отделены - и все. Мы говорим, и все говорят, что нет власти "аще не от Бога". А в то время забыли. Почему забыли? Надо помнить это не только, когда ложкою черную икру ешь, но и когда горькую корку хлеба сосешь".

О соборности: "- Как вы относитесь к отмене Поместного Собора в 2000 году? Я испытал достаточно горькое чувство, мне казалось, что это попрание соборных начал Церкви. Может быть, я был не прав?

- Если в семье муж и жена начинают обсуждать какой-то вопрос и обсуждение затягивается на долгие годы, то считайте, что семья развалится. В каждом деле должна быть голова. Мы, конечно же, прислушиваемся, что говорят миряне. Собор может быть как совещательный орган, который будет ставить вопросы, которые должны архиерейскими головами решаться. Потому что они несут ответственность, а не бабуля, которая молится. Поэтому есть Соборы. Один Собор Афанасия Александрийского прогнал, а потом оказался еретическим, Афанасия же почитают как святого. Соборы - это не конечное решение. Решать дела надо на месте в соответствии с местными условиями. И архиерею здесь виднее. Конечно, с архиерея тоже надо спрашивать. Их нельзя пускать так, чтобы они что-то творили от ветра в своей голове.

- Как спрашивать?

- При Патриархе должен быть соответствующий орган, который бы контролировал деятельность архиереев: церковный суд и все такое прочее, как угодно, но он должен быть. И должен быть в него доступ всем православным. Конечно, одному Святейшему все это решить невозможно".


 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова
irusya-80.baby.ru
Hosted by uCoz