К исследованию чудес - http://www.krtdiv.narod.ru/0.htm
"Священные" реликвии
Великий писатель земли русской Лев Николаевич Толстой называл поклонение святым,
прославление мощей, ношение крестов идолопоклонством. Наиболее явно оно проявлялось
в чествовании так называемых священных реликвий. Еще в Древней Греции почитали
зубы мифического эриманского вепря, яйцо, снесенное Ледой, из которого она высидела
Кастора и Поллукса, плащ Одиссея и т. д. Христианские мопахи не без выгоды для
себя демонстрировали верующим след ноги Адама, щепки от Ноева ковчега, ступени
лестницы на небо, которую праотец Иаков видел во сне, манну небесную. В "Трактате
о реликвиях" швейцарский руководитель Реформации Жан Кальвин писал, что
духовенство фабриковало "святыни", применяясь чуть ли не к каждой
строчке священного писания.
Если в древнегреческих храмах показывали волосы разных бопшь, то в христианских
часовнях в средние века можно было увидеть волосы богоматери - в одних черные,
в других белокурые, в третьих - рыжие. Сохранился рассказ, что один монах показывал
верующим волосы богоматери. Крестьянин, слушавший его, заметил:
- Достопочтенный отче! Я волоса божьей матери но
вижу.
Рассерженный монах воскликнул:
-- Черт возьми! Вот уже двадцать лет, как я показываю, но до сих пор еще сам
волоса не видел.
В Италии монахи и сейчас продают волосы божьей матери. Монах вкрадчиво шепчет:
- Это подлинный волос с головы девы Марии. Ку
пите, синьор, эта святыня оградит вас от многих бед.
В древней Александрии в Египте посетителям храмов богини Исиды показывали молоко,
которым опа будто бы кормила своего сына .бога Гора.
В средние века в Западной Европе во многих христи-
16*
анских храмах находилось "молоко богородицы". Около пятидесяти церквей
Франции, Испании и Италии гордились тем, что обладали этой "драгоценной
жидкостью". Исследование ее состава показало, что это размельченный и разведенный
в воде галактит (от греческого слова "га-лаке" - молоко), разновидность
мела. Жан Кальвин возмущался тем, что в монастырях хранится "молоко девы
Марии".
- Если бы святая дева была коровой, - воскликнул он с гневом, - то и в этом
случае она не в состоянии была бы за всю свою жизнь дать столько молока.
Механизм этого чуда состоял в следующем: из герметически закрытого купола, укрепленного
на четырех колонках, шла потайная труба в постамент статуи, где помещался бак
с теплым "молоком". Как только под куполом зажигались жертвенные светильники,
расширявшийся от нагревания воздух шел по трубке, давил на жидкость в баке,
и она поднималась до нужного уровня, в данном случае до уровня груди статуи.
В сотнях храмов показывали волосы, кровь, пот и пуповину Христа. "Святые
пеленки" младенца Иисуса еще в тридцатые годы XX века находились в Германии
в главном соборе города Ахена. Один экземпляр "колыбели Иисуса" хранится
в римской церкви, другой - в иерусалимской. В средние века во многих монастырях
показывали сено, будто бы лежавшее в яслях, где родился Христос, его зуб, хлеб,
которым он якобы накормил пять тысяч человек. В Евангелии сказано, что Иисус
заплакал, узнав о смерти праведника Лазаря. Французские монахи-бенедиктинцы
тут как тут: "слеза" через полторы тысячи лет оказалась у них, и они
нажили огромное состояние.
В Италии в одной из генуэзских церквей среди прочих "святынь" хранился
хвост того осла, на котором Иисус будто бы въехал в Иерусалим. В нескольких
испанских городах имелись головы и перья петуха, который
166
запел, когда апостол Петр отрекся от Христа. Монахи показывали копье, которым
воин, по евангельской легенде, проколол бок Христа, терновый венец, который
якобы был надет на распятого Христа, его сандалии, камень,
на котором он сидел.
По данным официальной статистики католической церкви, в разных местах земного
шара в настоящее время хранятся 1234 гвоздя, которыми был прибит к кресту Иисус'Христос.
С помощью всех этих "святынь" духовенство столетиями обманывало верующих.
Из народных грошей складывались миллионы, которые широким потоком текли в церковную
казну.
Католические монахи имеют "чудодейственные скапу-лярии" -- особые
наплечники с двумя свисающими спереди и сзади концами. Каждый скапулярий якобы
обладает особыми свойствами. Есть белый наплечник "пресвятой троицы",
синий скапулярий "непорочного зачатия святой девы Марии", красный
скапулярий "сердца Иисуса", черный скапулярий "семи страданий
Марии".
В 1613 году папа Павел V разрешил ыонахам-карме-лптам носить коричневый наплечник,
который будто бы был вручен Мадонной генералу ордена кармелитов. Тот, кто умрет
с этим наплечником, уверяют монахи, не подвергнется страданиям в вечном огне.
Францисканский орден обладает "серафимическими поясами". Папа Сикст
V учредил в 1585 году "Братство святого Фрапци-ска", членом которого
мог стать католик, получивший от францисканского монаха белый "серафимнческий
пояс", который следует носить на рубашке. В брошюре Сегюра "Чудеса
серафимического пояса", изданной в 1878 году, подробно описывается "благодать",
получаемая теми, кдо
носит этот пояс.
Папа Климент X в булле (послании) от 27 марта 1679 года утвердил черный кожаный
"пояс святой матери Моники". Этой монахине будто бы явилась богородица,
опоясанная черным ремнем, и сообщила, что носит
167
его со дня смерти Христа. В 1859 году папа Пий IX утвердил освятителъную формулу
"пояса святого Иосифа", который исцеляет от множества болезней. Пояс
состоит из шерстяной или льняной нити "с семью узлами, знаменующими семь
страстей и семь радостей святого Иосифа".
"Надо побольше небылиц, - писал в IV веке "отец церкви" Григорий
Богослов другому "отцу церкви" Иеро-ниму, - чтобы влиять на толпу.
Чем меньше она понимает, тем больше верит в чудеса".
Из эпохи средневековья дошел до нас рассказ о том, как монах возил в ларчике
перо одного из крыльев архангела Гавриила. Кто к этому перу прикладывался за
деньги, тот мог получить гарантию от всяких болезней. Дела монаха шли великолепно,
но вот кто-то украл это "чудотворное" перо. Тогда монах при помощи
хозяйки, у которой жил, набил свой опустевший ларчик свежим сеном и, выдавая
его за то, на котором будто бы в яслях лежал Христос, стал призывать верующих
прикладываться к "святому" сену, обладающему чудодейственной силой
предохранять от болезней.
Каково же было удивление монаха* когда среди толпы богомольцев он заметил старушку
хозяйку, с которой набивал сеном свой ларчик! Она-то должна была бы знать, что
это мошенничество! Но верная дочь церкви, богомольная старушка не смогла даже
подумать, что монах -- обманщик.
Особенно много реликвий было в Иерусалиме, где паломники могли видеть щель,
из которой доносились стенания грешных душ, мучающихся в аду, окно, через которое
влетел к деве Марии во время благовещения архангел Гавриил, яму, в которую был
врыт крест Христа при распятии. В средневековую Россию паломники привозили из
Иерусалима кусочки креста, на котором был распят Христос, щепки от гроба господнего,
тьму египетскую, заключенную в пузырьки. Вкладная ;книга.
нижегородского Печорского монастыря содержит запись за 1541 год об иконе богородицы
с крестом при ней, а в кресте "мощи": палец Христа, молоко богородицы
и кусочки мощей нескольких десятков святых. В книге И. М. Снегирева "Памятники
московских древностей" сообщается, что в ризнице Московского собора хранятся
волосы из бороды Иисуса Христа, камень от столба, к которому он был привязан,
части его тернового венца, части ризы богородицы.
Фетишистский культ камней, имеющих своеобразную форму, сохранился под видом
почитания камня со "следом богородицы", "следом спасителя"
и т. д. В Пермской губернии на берегу реки Инъвы в селе Архангельском издавна
почитался огромный серый камень с дугообразной гладко отполированной выемкой
посредине. Местный жители поклонялись камню, веря, что в нем живет добрый дух.
Священник объявил, что камень - это седло, которое сбросил с неба Илья-пророк.
Рядом с камнем был вкопан в землю деревянный столбик, К нему прибили ящик с
изображением креста, висячим замком и прорезью для опускания денег.
В сорока с лишним километрах от села Белого ни реке Мете ежегодно 10 октября
богомольцы стекались на поклонение камню, на котором будто бы остались следы
ног Зосимы Соловецкого. В пяти километрах от города Пошехонъя около села Федоровского
находится камень со "следами" отпечатков ног преподобной Феодоры Александрийской.
В 1882 году в журнале № 10 "Исторического вестника" была опубликована
статья Н. С. Лескова "След ноги богородицы в Почаеве". Писатель побывал
у реликвии. "Никакого мало-мальски отчетливого подобия следа ноги человека
здесь не заметно, а видна, темноватая поверхность сплошного камня гранитной
породы, и посреди ей площади есть значительная продолговатая впадина... Рядом
со впадиной стоит'бак с колодезной водой, которую
169
монахи бойко разливают в бутылочки с рисунком "стопы" и продают пастве".
Лесков, проезжая через одно украинское село во время летней страды, узнал, что
там проходит праздник "Маты божа у крынпци купалась". Оказывается,
местное духовенство объявило протекавший вблизи села ручеек местом купания богородицы.
Многие из реликвий хранились в православных храмах даже в двадцатые годы нашего
века. В мае 1923 года в Москве на II Всероссийском поместном соборе православной
церкви обновленческий протоиереи А, И. Боярский говорил, что духовенство показывает
в разных храмах большое количество частиц от мощей Авраама, Исаака, вифлеемских
младенцев, волосы Христа, "млеко богородицы".
"Нетленные" мощи
Древние греки и римляне почитали гробницы героев и их мнимые останки, полагая,
что они обладают чудодейственной силой. По примеру язычников христиане превратили
в центры культа могилы святых, воздвигнув над ними часовни в храмы. Стремясь
собрать с верующих как можно больше денег, духовенство изготовляло мощи святых.
В 1847 году Л, Лаланд опубликовал в Париже книгу "Курьезы традиций",
в которой указывал, что в монастырях Западной Европы хранится 20 туловищ и 26
голов святого Юлиана, 9 - апостола Луки, 18 голов и 12 рук святого Филиппа,
13 рук святого Себастьяна, 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног святого Андрея,
15 рук Иоанна Златоуста, 30 туловищ святого Григория, 2 туловища, 8 голов, 6
рук и ног святой Анны, 30 туловищ святого Панкратия и т, д. В среднем на 10
святых приходилось 60 туловищ и 50 голов. Даже от святого Иоанна Крестителя,
обезглавленный труп которого, по евангельским преданиям, был сожжен, осталось
12 голов,
170
7 челюстей, 4 плеча, 9 рук, 11 пальцев, которые показывают в разных храмах.
Один католический священник воскликнул: "Слава богу, это уже пятая или
шестая голова Иоанна Крестителя, к которой я прикладываюсь в моей жизни".
Культ мощей, очень распространенный в Византии, насаждался на Руси. При освящении
каждой новой церкви издавна было обязательным класть под престол кусочек кожи
или кости от мощей. Всякую новую церковь строили на мощах. Духовенство внушало,
что мощехра-нительные образки и ковчежцы обладают чудодейственной силой, исцеляют
от болезней.
В Богословском энциклопедическом словаре говорится: "Мощи - это оставшиеся
нетленными после смерти тела святых христианской церкви... Главным. образом
почитание основывается на чудесах, совершающихся при посредстве мощей".
Как правило, труп умершего человека распадается в течение семи-восьми лет. Однако
бывают исключения, когда происходит так называемая мумификация трупа, сохранение
его в относительной целости на протяжении длительного времени, если он захоронен
в сухую пористую ночву или в хорошо проветриваемую пещеру. Неподалеку от Ленинграда,
в поселке Мартышкино, в двадцатые годы XX века были случайно обнаружены два
трупа - вельможи петровских времен и девушки, пролежавшие в земле около двухсот
лет. Находясь в песчаной почве, трупы сильно высохли, но хорошо сохранились,
целой
была даже одежда.
Православные священники ухитрялись показывать мощи одного и того же святого
в разных городах. Тело святого Меркурия, воина Смоленского, показывали в Смоленске
и в Киеве, а тело святого Феофила - в Киеве и в Новгороде. Особенно славилась
своими мощами Киево-Печерская лавра. В ее пещерах почитались "мироточивые"
головы, иа которых чудесным образом истекало
171
масло, обладающее "божественным даром исцеления". Здесь существовала
секретная мастерская по изготовлению мощей. В 1910-1916 годах лавра продала
духовенству для церквей разных городов около тысячи их частичек. Монахи изготовляли
мощи любого святого, даже если его останки погибли. При частых пожарах мощи,
несмотря на свою "святость", сгорали дотла.
В Никольской летописи сообщается о пожаре во Владимире в 1491 году, во время
которого "церковь Пречистые Рождества богородицы в монастыре внутри града
выгоре, и тело великого кпязя Александра Невского сгоре" (Пол-кое собрание
русских летописей, т. XII. СПб., 1901, с. 229). То же самое говорится в других
летописных сводах. Тем не менее Петр I распорядился для Александро-Невской лавры
перевезти из Владимира мощи князя. Во время торжественной церемонии "перевезения"
Петр на глазах многочисленных сопровождающих выбросил ключи от раки (гробницы)
в Неву под тем предлогом, что, дескать, "глаза простых смертных не должны
зрить святого". Императрица Елизавета приказала соорудить раку для мнимых
мощей Александра Невского из чистого серебра весом в 73 пуда (хранится в Государственном
Эрмитаже). В 1919 году эта рака была вскрыта, и там оказалось 12 небольших костей
разного цвета, следовательно от разных мощей. К тому же обнаружились две одинаковые
кости одной, правой ноги.
В 1918-1920 годах по требованию трудящихся было "скрыто в присутствии духовенства
много рак. Из 63 гробниц с "мощами святых" 2 оказались пустыми, 16
- с гниющими и мумифицированными трупами, 18 - с обгорелыми костями, куклами
из картона, кирпичами, гвоздями и другими материалами, в 27 в беспорядке лежали
кости. При вскрытии "нетленных мощей" Александра Свирского, Саввы
Звенигородского были обнаружены восковые куклы, в раке Питирима Тамбовского
- металлическая кукла, Ефросиний Суздальской - матерча-
172
тая кукла. Мощи Артемия Веркольского состояли из угля, перегорелых гвоздей и
мелкого кирпича.
Рассматривая в 1919 году фотографии вскрытия мощей Сергия Радонежского и Тихона
Задонского, Ленин предлагал широко распространить снимки того, что скрывалось
под покровом "нетленных" мощей, от которых будто бы "глухой должен
слышать, немой говорить, а слепой видеть".