К исследованию чудес - http://www.krtdiv.narod.ru/0.htm


Прошин Г. Чёрное воинство. М: Политическая литература, 1988. (85-93)
Глава 2. Чудеса при основание монастырей.
СИСТЕМА МОНАСТЫРЕЙ
Свято-Духов монастырь в Боровичах был мало кому известен даже в ближайшей округе- Он более походил на приходскую церковь, около которой несытно кормилось несколько иноков. Может быть, остатки братии разбежались бы от бедности, а монастырь вовсе заглох, если бы не бурное половодье на реке Мете весной 1545 года. Вода где-то подмыла берег с кладбищем, и ломающиеся льдины несли неведомый гроб-колоду. Гроб этот с покойником приткнулся к берегу близ церкви. Обнищавшие монахи, видно, давно молили бога о ниспослании какого-нибудь чуда для прославления святой обители. Поскольку все в мире может быть совершено только божьим промыслом, то и гробы с размытого кладбища годились для этого. Гроб, рассудили монахи, появился здесь не случайноно... Стоит только начать с мысли о чуде, а религиозная логика идет по накатанной дороге: последовал вывод, что в гробу останки праведника (не станет бог присылать монахам грешника), а если уж быть совсем точным - святого. Ведь повсюду в монастырях лежат святые. Но раз святой, то, несомненно, чудотворец. Так Свято-Духов монастырь чудесно обрел чудотворные мощи. Не хватало имени нового святого, но и здесь для религиозного сознания препятствий не существует. Монахи с полной уверенностью признали в покойнике по способу его появления Иакова (с еврейского -"претыкающийся", "запинающийся"). Чудеса от гроба начались незамедлительно, иначе было нельзя, иначе возник бы "соблазн" - сомнение в святости останков. Трудно сказать, чего здесь было больше - прямого обмана, фальсификации мощей и чудес или же благочестивого самообмана. Самообман тоже часто в религиозном миропонинии.

Монастырь начинает расцветать. Вскоре Иван IV жертвует ему земли. Грозный был суеверен, но вовсе не был ни легковерен, ни легкомыслен. Наоборот. Он не стремился увеличивать монастырские владения, но в эти годы приходится усиленно укреплять западные границы государства: длительная война с Ливонским орденом. Орден этот - католический, против него нужны были
не только крепости, но и сильный монастырь - оплот православного влияния. Возможно, иноки Боровичского Свято-Духова монастыря рассчитали дело с Иаковом дальновиднее, чем это передает церковная легенда и чем это изложили мы.
Так выглядит типичная история "прославления святых мощей" в монастыре.

ЧУДЕСА ПРИ ОСНОВАНИИ
Чудесами обставлялось основание многих монастырей. /Здесь вскрывается любопытная закономерность, до сих пор не привлекавшая специального внимания. Чудеса неодинаковы в разные эпохи и играют в культе неоднозначную роль, выявляя различия в деятельности монастырей в сменяющиеся исторические периоды. Чудеса, связанные с основанием новых монастырей, не характерны, например, для древнерусского государства. Там это обычно акт даже не церковной, а княжеской власти. Нужен монастырь - его строят, оборудуют храм, кельи, службы, обеспечивают вкладами. Чудо здесь обычно излишне. В нем нет необходимости. Исчезают (за редким исключением) чудеса и при основании монастырей в синодальный период. С середины XIX века основывается монастырь за монастырем, но все это проходит по административным каналам, с неизбежной бюрократической волокитой и представлениями в епархию различных справок, ходатайств, канцелярским делопроизводством губернских управ и землемерами в полях. Настоятель вводится во владение, открывается текущий счет монастыря в банке, - словом, хватает хлопот, при которых чудо - вещь излишняя, если не прямая помеха делу. И чудес не происходит. А вот в промежутке между двумя этими эпохами, особенно в XV-XVII веках, чудо при основании монастыря - почти правило, а его отсутствие - чудо.
На берегу озера находит икону Троицы Никола Клименецкий. "Неведомый голос" объявляет ему, что он должен основать на этом месте монастырь. Дедова пустынь возникает на месте явления иконы Троицы иноку Ионе. Святогорский монастырь основывается по явлению иконы богородицы. Даже двух икон. С явлением первой что-то недодумали, и вскоре была обретена вторая икона с четкими указаниями по строительству монастыря. Валуйский Успенский монастырь основан на месте обретения иконы Николая чудотворца. Святогорский и Валуйский - примеры монастырей на службе государства. Первый - форпост Москвы в период ликвидации псковских вольностей, а второй создан по указу Михаила Романова в 1613 году. Явлением иконы и торжеством закладки нового монастыря первый из Романовых заявлял об особом покровительстве небесных сил новой династии.
Не случайно избрана икона св. Николая - она из числа самых распространенных в культе, "народная", если можно так выразиться, икона.

Рис. 1 Обретение чудотворной иконы в лесу. Основатели монастырей нередко "находили святыни своих обителей" на деревьях и пнях общинного леса. "Находки " становились знаками бесспорной принадлежности монастырю не только святыни, но и земли. Крестьянство упорно сопроти ел ялось таким чудесам. Церковная олеография XIX в.




Структурная особенность чудес: явление иконы обычно, если монастырь основывается при активном участии светских властей достаточно высоких. Если место для монастыря ищет лицо не первостепенное, например, простой инок, то обретение иконы - редкость. Здесь чудо приобретает вид явления небесных сил, дающих указания об основании монастыря. Эти явления бывают и наяву, но чаще - во сне. Так, по явлению св. Николая монаху основан Николо-Шартомский монастырь, по "чудесному видению инока" - Петровский-Николаевский в Саратовской губернии. Примеров множество. Церковь использовала иконы для чудес, когда церковная и светская власти действовали наверняка. В тех же случаях, когда новая обитель могла не прижиться, например, от сопротивления местных жителей, из-за нежелания окрестных монастырей потесниться - причин хватало, - икона не являлась. В случае неуспеха видение оставалось на совести рядового инока. То ли он увидел во сне не то, что следовало, то ли бес его попутал. Нежелательный "соблазн" сводился к минимуму. Икона тут могла только навредить.
Иногда чудо используется как идейное подкрепление в случаях сомнительных. В конце XIV века ростовские вольнодумцы вынудили оставить епархию епископа Иакова, даже изгнали его из города. В церковной брошюрке начала нашего века написано: "Скорбя о происшедшем, святитель, выйдя из Ростова, подошел к озеру, снял с себя мантию, бросил ее на воду, встал на одежду и поплыл по озеру..." Мантия причалила неподалеку - Иаков на этом "свыше указанном" месте строит церковь. Так основался Спасо-Яковлевский монастырь.
Антоний Римлянин прибыл в Новгород на камне, который чудесно плыл против течения Волхова. Стоит ли говорить, что там, где камень причалил, Антоний основал монастырь? Каждый раз чудо церковно оправдывает сомнительное в глазах современников событие. В первом случае оно свидетельствует, что ростовчане поторопились указать на дверь своему епископу, во втором - обосновывает право на строительство чужеземцу.
Но даже в период, для которого характерна эта группа чудес, есть ситуация, когда их не бывает. Нет чудес при основании миссионерских монастырей. Казалось бы, логика религиозного мировоззрения требует обратного: именно чудо могло бы убедить чувашей и мордву, марийцев и башкир, коми и эвенков в необходимости монастыря на их земле. Тем не менее рассказов о чудесных видениях и явлениях икон мы здесь почти не встречаем. Чудесам и легендам такого рода "поверит своей детской душой, - писал А. И. Герцен, - крестьянин", религиозный человек, для которого служители культа - служители истинного бога. Но что икона "необращенному язычнику", для которого все православное учение - звук не только пустой, но и подозрительный? Тут чудо просто вредно.

Рис.2 Антоний Римлянин плывет на камне по Волхову. Церковная олеография конца XIX в.


В синодальный период церковь, как уже говорилось, к чуду вообще не прибегает. Но два-три случая все-таки можно насчитать. Так, в 1857 году Николаевский монастырь в Нижегородской губернии основывается на месте, "предсказанном" Серафимом Саровским. Это было, так сказать, местной инициативой. Предсказал или не предсказал покойный Серафим - такие толкования теперь не доверяются рядовому иноку - только высшей церковной власти. Собственно, в Петербурге и решали, быть объявленному чуду чудом или не быть, а самочинных провинциальных чудотворцев ставили на покаяние.
Корни религиозного чуда нужно искать в социальном устройстве общества. Но при всех условиях чудо - вещь снайперски точная, оно работает даже в грубейших фальсификациях, оставляет след при убедительном его объяснении и даже разоблачении.
Без чудес основывалась Киево-Печерская лавра. При игуменстве Феодосия очевиден был практический смысл деятельности монастыря, его государственная необходимость.
Нет чудес и при основании Троице-Сергиевой лавры. Боярская семья, в силу обстоятельств, решает, что сыновья должны пойти по церковной дороге. Из троих двое так и сделали. И оба достигли высших степеней в церкви. Старший, Стефан, стал духовником великого князя, младший, Сергий, - основателем самого значимого монастыря Московского княжества. Сергий вместе с братом рубит небольшую келью и начинает монашествовать. Здесь чудо - излишне, оно означало бы слишком большую претензию основателей на религиозную значимость создаваемой обители, основатели же были пока не того масштаба, чтобы такая претензия сошла с рук.
Надо сказать, что если основание какого-либо монастыря в Древней Руси обходилось без чудес, то в дальнейшем они непременно появляются. При закладке каменной церкви в Печерском монастыре, который полностью оправдал возлагавшиеся на него княжеские и боярские надежды, начинается феерия чудес. Сама богоматерь посылает византийских зодчих строить храм, дает им архитектурные наставления и деньги. Корабль со строителями сам собой плывет против течения, размечают храм чудесно принесенной в Киев "мерой пояса Христа", трижды происходят чудеса, указывающие место закладки храма. Такого обилия чудес в столь короткое время не знал ни один монастырь.
Происхождение этих чудес прозрачно. Печеры -оплот тех сил, которые боролись с попытками Константинополя навязать свое господство Руси. Чудо стало острым оружием идейной борьбы. Чудо провозглашало, что русская митрополия и Печерский монастырь - под особым покровительством божьей матери, это - место, в котором бог постоянно творит прославляющие обитель чудеса. Идейно важна каждая сюжетная деталь чуда. Именно богоматерь покровительствует Печерам - это в противовес Афону. Афон - ведущий византийский религиозный центр - считался "земным уделом божьей матери".
Важна "мера пояса Христа". Главная святыня Афона - покров богоматери. Второй покров можно бы найти, но монастырю на Днепре нельзя быть вторичным. Святыня найдена совершенно точно. Очень значимая, но не сам пояс Христа (царьградский патриарх задал бы единственный вопрос: "Откуда взяли?" - И ответить было бы нечего), а "точная мера" и взята с чудотворного изображения Христа. И пояс-меру принес варяг Шимон с севера. Это затрудняло выяснение истории реликвии и как бы вскользь поясняло заносчивым византийцам, что они вовсе не монополисты, а христианские святыни могут найтись и в стороне, расположенной диаметрально противоположно греческому югу. Каждое слово печерских легенд - стрела идейной борьбы, стрела политического утверждения Киева.
В Троицкой лавре чудеса также стали происходить только тогда, когда она достаточно окрепла. Богослужение вместе с Сергием ведет светлый ангел - подтверждение прав Сергия на игуменство, одно время оспаривающееся так, что Сергий вынужден был временно покинуть обитель. Укреплению авторитета Сергия служили чудо явления ему богоматери и особенно легенда о приезде епископа из Царьграда. Епископ, "неверием одержим", сомневался в святости Сергия, за такое неверие он был "поражен слепотой". "Незлобивый и смиренный" игумен исцелил недостойного, с тех пор епископ повсюду славил троицкого угодника.
Появление чудес в обители происходит не только при начале монастыря, но и тогда, когда он вырос и укрепился. Своеобразная логика культа такова, что если новые чудеса не происходят (а повсюду они есть), то монастырь, стало быть, неугоден богу. Допустить этого обитель не могла. Приходилось заботиться о чудесах.

 

Hosted by uCoz