К исследованию чудес - http://www.krtdiv.narod.ru/0.htm


ПОЧЕМУ БОГОРОДИЦА ПОЯВИЛАСЬ НА НЕБЕ? "Наука и религия" №? год? (Стр. 49-52)

В ДЕТСКИЕ ГОДЫ мне пришлось наблюдать несколько раз явление, которое я принял за религиозное "чудо". Впрочем, все по порядку.
Наше село Вечкусово в Горькое-ской области раскинулось по высоким берегам над высохшим руслом речки, В центре села стояли церковь, школа и магазин. В предвоенные годы церковь была переделана в клуб с большим зрительным залом, библиотекой, читальней и помещением для спортивных занятий. На наружной стене церкви было три картины. Одна - с южной стороны этой церкви, в нише на глубине около 10 сантиметров - изображала божью матерь с младенцем на руке. Картина была яркая, красочная, и меня, совсем еще .маленького, постоянно влекло к ней. Я очень часто смотрел на нее, и особенно мне нравилось смотреть на женщину с ребенком сбоку. Тогда она вся переливалась разноцветными отблесками. Однажды я не выдержал, подошел, привстал на цыпочки и даже погладил ее рукой.
На наружной стене алтаря была другая картина, где в полурост, в профиль изображался лысый старец с жезлом в правой руке. Мне он чём-то не нравился, может быть, своим сердитым и неласковым видом.
Как-то мать разбудила меня рано утром: "Сынок., вставай, отгони, скотину на выгон". Возвращаясь с выгона, я невольно взглянул на небо. Оно было красивого дымчатого цвета, как вдруг я вижу, будто на этом фоне выступает более темный цвет. Вгляделся, а там женщина с ребенком на руке - та самая, что на церкви. Стал я по утрам наблюдать за небом, когда меня посылали на выгон, и видел ее не раз, иногда яснее, иногда туманней, но всегда рано поутру и на одном и том же месте. Предполагаю, что если бы спустить картину на землю, то была бы она высотой -5-7 метров.
Однажды летом, лежа на траве, я смотрел в небо. Погода была пасмурная, небо облачное. Облака шла с юга на север, но когда небо очистилось, я вдруг снова увидел изображение женщины с ребенком на руке, но градусов на 10-15 южнее прежнего места. И еще как-то мне довелось наблюдать этот сюжет. Это было летним, ярким, солнечным утром. Когда я выбежал на середину улицы и стала мне видна восточная часть неба, передо .мной, как живая, да я тогда и принял ее за живую, шла по облаку женщина с ребенком.
Сколько простоял в растерянности, не помню, но у меня промелькнула мысль: "Что мне делать - падать на колени и молиться или бежать'?1" И я убежал во двор, где просидел до прихода родителей.
Я упрятал свою тайну в глубину души, пока еще один случай не внес ясность. Мне было уже лет семнадцать, когда одним летним днем внимание мое привлекла неожиданная игра облаков. Я увидел, как из-под одного облака вышло другое и стало на одном месте. Там-то я обнаружил... изображение левого старца с жезлом в правой руке. только смотрел он в другую сторону, чем на стене алтаря.
Эта небесная картина и привела меня к мысли, что, очевидно, видел я отражение росписи со стен церкви.
Могло ли так быть?
П ПАНТАЕВ
г. Клайпеда
Литовской ССР


ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО?
Известно, что имевшие "видения" праведники, удостоенные за это чести занять свое место в религиозной литературе, были людьми легко возбудимыми, с сильно развитым воображением, склонные видеть то, что они хотели бы видеть. Они напряженно искали божьих знамений, ждали их, и это напряженное ожидание нередко бывало питательной почвой таких психических явлений, как галлюцинации, исполненные религиозного содержания.
В данном случае - иное дело. Автор письма рассуждает здраво, даже приводит предполагаемые расстояния до небесных изображений, а также их размеры. Вот с этих-то количественных характеристик мне и хочется начать.
Наблюдая предмет в небе, да еще незнакомый, да еще когда его не с чем сравнить, люди, особенно дети, всегда ошибаются. Писатель Константин Паустовский вспоминал, как однажды он долго разглядывал кошку, стоявшую на заборе, в полной уверенности, что это пасущаяся где-то вдалеке корова. Даже проведенные квалифицированно, с помощью приборов, такие измерения часто по разным причинам оказываются неверными. Однако все остальное из письма П. Пантаева достаточно четко укладывается в схему одного из явлений, когда на небе может появиться призрак, земного предмета.
Явлений такого порядка несколько, одно из них так и называется - брокенский призрак.
Стоя на вершине холма, когда солнце низко, мы можем иногда видеть нашу тень, вырисовывающуюся на слое тумана. Английский поэт Кольридж даже стихи сложил об этом:

Лесник, идущий к западу
долиной Зимой, над троп овечьих
паутиной,
Где соткан мглой сверкающий туман, Перед собой вдруг призрак
увидал. Вкруг головы у призрака
сиянье, -
Не ведая, что то его созданье, Его же тень, он бросился
за ней.

Но для этого, во-первых, должен быть туман, во-вторых, был бы виден силуэт церкви, а не картин, нарисованных на ее стенах. Тогда, быть .может, для объяснения годится другой эффект - эффект японского "волшебного зеркала"?
Если смотреть в такое зеркало, увидишь просто хорошо отполированный металл, медь или серебро. Сзади на нем отлит узор, цветок, змея или еще какое-либо украшение. Но если полированной стороной отразить яркий луч света на экран (а им может быть слой тумана или облако), в этом "зайчике" будет ясно виден узор обратной стороны.
"Волшебство" достигается так. Отлив зеркало, мастер кладет его узором вниз и начинает полировать верхнюю сторону. От нажима металлическая пластина прогибается в промежутках между линиями узора, и поверхность, на первый взгляд ровная, на самом деле превращается в систему выпуклых и вогнутых зеркал. Все мы не раз наблюдали целые бури в солнечном зайчике, отброшенном, казалось бы, совсем спокойной поверхностью воды в стакане. Там тоже образуются неровности, которых мы не видим, - из-за вибраций дома, движения воздуха над водой. Только, в отличие от металлических, водяные неровности все время меняют свою форму, солнечный зайчик от этого и вертится.
Картина на стене церкви, по словам автора письма, переливалась, были у нее какие-то отблески, и особенно интересно было смотреть на нее сбоку. Следовательно, ее поблескивающим деталям свойственна была и некоторая рельефность, это уже нечто общее с "волшебным зеркалом"!
Но...
Есть в рассказе П. Пантаева одно место (если он за давностью не спутал чего-либо), заставляющее нас отказаться и от этого заманчивого предположения. Даже если не задаваться вопросом, что служило экраном для изображения, когда именно возникало оно на чистом небе (допустим, было там облако из крупных кристалликов льда, хорошо отражающих свет, но плохо рассеивающих его. и потому невидимое).
Изображение то стояло неподвижно, то довольно быстро двигалось. А для "волшебного зеркала", как и для любого другого, закон "угол падения равен углу отражения" одинаково справедлив. Падал-то солнечный свет, значит, чтобы "привязать" отражение к одному участку неба, церковь, по крайней мере одна ее стена, должна была бы равномерно поворачиваться синхронно с солнцем. Заставить отражение "идти" в этих условиях можно, лишь поворачивая стену еще быстрее... Так что эффект "волшебного зеркала" тоже отпадает.
...Этот пример взят из книги "Атмосфера" известого французского ученого К. Фламмариона. Июньским утром 1815 года жители города Вервье в Бельгии увидели в небе войско, и так ясно, что можно было различить костюмы артиллеристов, пушку со сломанным колесом, готовым вот-вот отвалиться... Это было утро сражения при Ватерлоо! От Вервье до Ватерлоо по прямой - сто километров.
"В прошлую пятницу (12 сентября 1917 года) в 7 часов мы стояли втроем у геодезического знака в Щкор? (на голландском побережье Северного моря). Мы стояли и смотрели на море и вдруг увидели, как вырос прямо у нас на глазах и совсем недалеко от нас город; деревья и дома имели резкие очертания и казались очень высокими. Если бы мы увидели этот город в действительности, мы бы безошибочно узнали его"! "За эти несколько лет можно было наблюдать на небе. частые... странные и удивительные видения: армии, сражающиеся в воздухе, замки большие и маленькие города и целые страны с холмами долинами, реками и лесами такими диковинными чудоваищами щами, людьми и птицами, каких не существует на Земле, и, наконец, все то, что есть на Земле, - похороны, процессии, сражения, мужчин, женщин, детей, армии, известных всем вельмож, оружие...
Все эти видения могут быть вызваны двумя путями: искусственным и естественным. Искусственно они вызываются с помощью определенных зеркал и инструментов, изготовленных по тайным законам науки, которая именуется катоптрика (наука о зеркалах и отражении света)... Однако, как правило, эти явления возникают естественным путем, когда воздух в силу своих свойств вдруг начинает отражать все то, что находится и происходит на Земле.
людьми и птицами, каких не существует на Земле, и, наконец, все то, что есть на Земле, - похороны, процессии, сражения, мужчин, женщин, детей, армии, известных всем вельмож, оружие...
Все эти видения могут быть вызваны двумя путями: искусственным и естественным. Искусственно они вызываются с помощью определенных зеркал и инструментов, изготовленных по тайным законам науки, которая именуется катоптрика (наука о зеркалах и отражении света)... Однако, как правило, эти явления возникают естественным путем, когда воздух в силу своих свойств вдруг начинает отражать все то, что находится и происходит на Земле.
Самое трудное для нас - это отыскать естественную причину этих чудесных явлений, ибо до сих пор никто (насколько мне известно) даже не пытался найти такую причину; однако все видели в этих явлениях просто чудеса, никак не связанные с законами природы..."
Выросший на глазах в небе город описан в современном голландском метеорологическом журнале,
другой отрывок, где оптика еще именуется катоптрикой (сейчас так называется раздел оптики) взят из книги В. Фулька, опубликованной в 1640 году. Книга эта была под характерным заглавием- "Приятнейшая прогулка по саду Созерцания Природы, которая позволит нам исследовать естественное происхождение всевозможных метеоров, огненных и воздушных, водяных и земных, к которым принадлежат огненные звезды, падающие звезды, небесные
огни. гром, молния, землетрясения и т. д., дождь, роса, снег, облака,
родники и т. д., камни и почва, Господу во славу и людям на пользу".
Как видите, в те далекие времена словом "метеор" обозначали все понятия, в частности все атмосферные явления. И до сих пор все связанное с атмосферой мы называем "метеорологией", что напоминает о первоначальном употреблении этого слова. Что же это за "свойства воздуха которых смутно догадывался Фульк, известны ли они современно науке? Известны, и не специалистам, но и каждому из нас. Это всего-навсего способность воздуха расширяться, скажем, при нагревании и сжиматься при охлаждении.
Когда воздух, как и все остальные вещества, расширяется, плотность его уменьшается, с охлаждением она увеличивается. Заметить мы этого не можем, потому что воздух бесцветный и прозрачный. Даже если в одной из двух запаянных пробирок воздух сжат в тысячу раз, а из другой выкачан почти полностью, разницы между ними на глаз мы не определим,
Но если наблюдать не за пробиркой, а за километровым слоем толщи воздуха, то становятся видны даже небольшие колебания его плотности. Выйдешь весной в широкое поле, когда снег сошел и солнце уже успело нагреть черную землю - очертания далеких столбов и домов как будто колышутся и изгибаются. На самом деле это потоки нагретого воздуха искривляют путь лучей света.
Путь света в атмосфере искривляется всегда, ведь плотность ее с высотой меняется: наибольшая она у поверхности Земли, а на высоте пять-шесть километров падает вдвое. Проделайте с барометром-анероидом путешествие вверх-вниз по лестнице или по эскалатору, и вы убедитесь, что давление, а вместе с ним и плотность воздуха на разной высоте отличаются.
И еще одно несложное путешествие можно проделать, имея в руках точные часы и календарь. Понаблюдайте, как солнце на закате скрывается за горизонтом. В тот момент, когда по календарю солнце должно уже скрыться, и еще несколько минут после, вы все еще будете видеть дневное светило. Свет от заходящего солнца прошел долгий путь в атмосфере у поверхности Земли и искривился, поэтому вы наблюдаете солнце, уже опустившееся за горизонт. Все удаленные предметы, в том числе звезды, из-за этого явления кажутся приподнятыми; называется оно атмосферной рефракцией.
Из-за необычных атмосферных условий искривление лучей бывает более сильным и сложным, и тогда возникают другие природные явления - миражи. Предметы при этом могут казаться сплющенными или вытянутыми, могут появляться их прямые или перевернутые отражения в небе или же в отражении неба на земле, напоминающем озеро.
Вот как описывает озерный мираж в египетской пустыне французский математик Гаспар Монж: "Когда поверхность земли сильно накалена солнцем и только-только начинает остывать перед началом сумерек,
знакомая местность больше не простирается до горизонта, как днем, а переходит, как кажется, примерно в одном лье в сплошное наводнение.
Деревни, расположенные дальше, выглядят словно острова среди обширного озера. Под каждой деревней - ее опрокинутое отражение, только оно не резкое, мелких деталей не видно, как отражение в воде, колеблемой ветром. Если станешь приближаться... берег мнимой воды все удаляется, водный рукав, отделявший нас от деревни, постепенно суживается, пока не исчезнет совсем, а озеро... теперь начинается за этой деревней, отражая в себе деревни, расположенные дальше".
За этим миражом не обязательно ездить в Африку: в жаркий весенний или летний день его можно наблюдать на ровных асфальтовых дорогах. Асфальт кажется покрытым лужами, которые вдали превращаются в сплошную воду, а в ней отражаются далекие предметы. Происходит это из-за того, что нагретый горячим асфальтом разреженный воздух не успел ещё подняться и слой более плотного холодного воздуха оказался над ним.
Над широкими лугами в равнинных районах, особенно весной, в яркие солнечные дни после прохладных ночей в небе появляются большие, четкие миражи. Вот тогда и возникают ясные изображения в небе земных объектов, вплоть до целых городов. Их проектирует воздушная линза, образованная слоями воздуха разной плотности. Со временем она рассасывается, тогда видение исчезает. Ветер может нести такую линзу целиком, тогда изображение движется. Скорее всего, именно такого рода мираж и наблюдал автор письма.

Почему же он видел только одну картину, а не всю церковь и деревню? Возможно, блестящая и рельефная настенная живопись отражалась лучше, а всё остальное терялось. Могло быть и так, на миражи других предметов мальчик просто не обратил внимание. Ведь богородица на небе гораздо сильнее поражает воображение, чем призрак стада и ли избы.

Пекарь Л.

инженер-физик




 

покупка домена зарегистрировать домен бесплатное размещение сайта . производство значков продажа . быстро металлические ограждения сделаем
Hosted by uCoz